Проблема Стратегия работы

Некоторые психологи (я, например) очень любят мучить клиента просьбами описать свою проблему. Прямо вот изощренно и с садистическим удовольствием. Иногда клиент действительно мучается, иногда, будучи наученный опытом терапии, сам предъявляет проблему, что-то на вроде: «У меня проблема, в два года меня сильно обижала мама, кормила манной кашей вместо гречневой, поэтому у меня нет работы, семьи, денег, здоровья, я в депрессии, в постоянных стрессах…», и т.п. На самом деле проблема, действительно, может быть очень важной частью терапевтической работы, от которой зависит ее результат.

В мире вещей и фактов проблемы не существует. Ее нельзя потрогать, ее нельзя увидеть. Есть факт: уволили с работы, или бросил муж. Но это не проблема. Некоторые люди с удовольствием отнесутся к тому, что оставили опостылевшую работу, некоторые вздохнут от облегчения, что этот гад, наконец, ушел. Проблема существует только в сознании конкретного человека, в этом сознании она создается, конструируется. Проблема – конструкт. Зачем же мы с таким упорством конструируем проблему на терапевтической сессии? Проблема содержит в себе видение цели и даже решения. Правильно сформулировав проблему, можно понять, куда надо двигаться, чтобы ее решить. Нелогично получается, проблемы нет, мы ее конструируем, зачем? Чтобы потом решить… Гхм…. Должно быть что-то еще, что мы реально в реальной жизни разрешаем. Именно для этого конструируется проблема. Иногда в терапии это как-то упускается, и проблема конструируется ради проблемы. В этом, мне кажется, одна из основных причин неудачной терапии.

Что же есть в реальной жизни? В реальной жизни существуют потребности. Они удовлетворяются или не удовлетворяются. Неудовлетворенная потребность вызывает различные негативные чувства. Испытывая негативные чувства, человек может жаловаться. Жалоба – это гораздо более реально и ближе к жизни, чем проблема. Проблема должна опираться на реальную жалобу. Именно на работу с жалобой должна быть ориентирована изначально правильная терапия. Помните, в старые времена у докторов была прекрасная форма обращения: «На что жалуетесь?» Итак, жалоба. Из чего она состоит? Из недостатка чего-то нужного (неудовлетворенная потребность) и несостоятельности человека ее удовлетворить. Еще раз, полная исчерпывающая жалоба это неудовлетворенность и несостоятельность. «У меня нет семьи» - жалоба неполная. Правильно: «Я хочу свою семью, но у меня не получается довести отношения до брака». Желание, потребность завести семью – это факт, неумение довести отношение с другим человеком до брака – это тоже факт. Жалоба очень близка к реальности.

Чем же от жалобы отличается проблема. Часть проблемы – это жалоба, все то же сочетание неудовлетворенности и несостоятельности. Вторая часть проблемы – это объяснение, объяснение человека того, почему это не получается. «Я хочу свою семью, но у меня не получается довести отношения до брака, потому что все мужчины, с которыми я знакомлюсь не хотят длительных отношений» - например. Объяснение уже фактом не является. Это некоторая картина в сознании человека и именно с этой картиной можно и нужно работать в терапии. Именно это – первая цель. Надо сказать, что можно работать и с фактами: а так ли надо создать семью? Не придуманная ли это потребность? А всегда-ли не удается доводить отношения до брака? Может уже было 5 браков и все они распались, и факт какой-то другой? Это тоже бывает перспективным, но самое перспективное с точки зрения терапии, это объяснение. От него зависит то, что можно изменить, чтобы человек смог удовлетворить свою потребность.

В общем, правильная формулировка проблемы – половина, а то и больше всей терапии. Формулированию проблемы может быть посвящена не одна сессия. И если это удается сделать, то иногда и терапия заканчивается, потому что решение – очевидно. Какими чертами должна обладать «правильная» проблема, чтобы ее наиболее быстро и эффективно можно было решить?

Проблема должна быть в формулировках настоящего и будущего, потому что машину времени не изобрели. Вернуться в прошлое, чтобы там что-то поменять затруднительно. Проблема должна содержать контекст, потому что смена контекста (а это часто в силах человека) может привести к исчезновению проблемы или ее смягчению. Проблема должна больше содержать действий самого человека, чем действий других людей, потому что свои действия человек может контролировать и менять, а действия других, как-то не очень. Вообще действия, лучше поддаются контролю, чем чувства. Чувства в проблеме тоже важны (жалоба), но как мотив действовать, как энергия для изменения, источник же самих изменений - действия.

Какие же стратегии работы с проблемой в проблемно ориентированной терапии? Я очень люблю схемы и составил схему работы с проблемой:

Схема сложная, но красивая. Каждая ветка – это определенная стратегия, фокус работы с проблемой. При любой стратегии проблема на сессии конструируется, создается, повторюсь для того, чтобы клиент смог эту проблему решить, т.е. смог удовлетворить свою неудовлетворенную потребность. Стратегии эти не независимые. Двигаясь в каждом направлении, мы работаем и по другим направлениям тоже, формируя проблему, собирая ее во что-то конкретное, целое, завершенное. Это отражено в пунктирных стрелках, связывающих ветки.

Контекст. При работе с контекстом, мы выясняем условия, в которых проблема является проблемой. Мы собираем ту рамку, которую можно изменить, и проблема исчезнет. Естественно мы ищем объяснения, почему и как именно эти условия влияют на проблему, мы ищем исключения.

Исключения. Проблема проявляется не всегда. В каких-то условиях она не проявляется. Это источник легкого решения. Естественно мы ищем объяснения, почему так происходит, мы ищем ресурсы, которые помогают (уже помогали) решить  проблему.

Объяснения. Это очень важная стратегия, потому что это легче всего управляется, а значит и разрешается в жизненной ситуации клиента. Люди вообще склонны объяснять себе все, что с ними происходит. У них есть, конечно же, готовое объяснение проблеме, но оно не работает, иначе бы клиент не дошел до терапевта. Т.е. объяснить надо как-то по-другому, найти такое объяснение, которое работает. Здесь все средства хороши. Если неработающее объяснение зациклено на собственных неустранимых недостатках, хорошо объяснение происходящего влиянием и кознями неких внешних сил. Тогда решение проблемы заключается в том, как от них защититься, что гораздо легче, чем исправлять свои часто природные особенности.  Парадоксальное объяснение, объяснение при помощи метафор способно расширить горизонт внимания, сделать очевидным какой-то ресурс, который скрыт, но который под рукой, близко, и его можно легко задействовать.

Влияние. Эта стратегия близка к контексту и к исключениям и связана с ними. Можно найти те аспекты жизни, в которых клиент управляет проблемой, следовательно, у него есть инструменты решения, можно найти условия, изменение которых решит проблему.

Если проблема исчезнет. Это «золотой фонд» краткосрочной терапии направленной на решение. Здесь существует много техник: «Чудесный вопрос», «Волшебная палочка». Фокусирование на будущем, когда проблемы нет, чудесным образом притягивает к себе решение. Иногда даже, кажется, что что-то произошло само, и проблема через какое-то время исчезает. Для терапевта это не очень хорошо, ибо клиент убегает из терапии, не придавая особого значения работе терапевта, думая, что проблема действительно исчезла сама по себе. Но согласитесь, для клиента это очень хороший выход и это работает.

Способы решения. Как правило, человек уже до терапии предпринимает попытки совладать с тяжёлой ситуацией. Но эти попытки либо слабо работают, либо не работают. Часто именно неудачные попытки решения поддерживают проблему. Иногда бывает достаточно прекратить использовать неудачные способы решения и проблема исчезает. Кроме того, среди сделанных попыток может оказаться что-то недооцененное, но на самом деле работающее. Эта стратегия связана со стратегией  объяснения.

Копинг (как человек сосуществует с проблемой). Эта стратегия – источник ресурсов, источник сильных качеств и навыков, которыми человек уже обладает, и которые он может использовать для избавления от проблемы.

Проявления на сессии. Проблема может проявлять себя прямо на сессии определенными переживаниями и даже телесными ощущениями. Работа в этом направлении, работа с фокусированием на теле, на чувствах, на мыслях. Эта работа может через переживание момента «здесь и теперь» привести к переосмыслению всей проблемной ситуации, к очень сильным и видимым результатам прямо на сессии.

Я подытожу эту статью тем, что еще раз подчеркну значимость работы с проблемой, но с «правильной» проблемой. Проблема должна быть поставлена так, чтобы она решалась, чтобы она отвечала при решении удовлетворению потребности, которая не удовлетворяется, неудовлетворение которой и привело клиента в терапию. В работе с проблемой происходит постоянный процесс ее создания, формулирования и изменения. Человек может это делать и сам, более того, это очень полезно, уметь ставить и формулировать перед собой проблему правильно. Но в диалоге с терапевтом – это происходит гораздо эффективнее. Терапевт дает иную точку зрения, взгляд со стороны, собеседника. Это важно. Если Вас что-то не удовлетворяет в жизни, у вас есть жалоба, приходите в терапию, чтобы найти путь удовлетворения и научиться проблемному подходу к конструированию своей жизни.

Ресурс приятного воспоминания
Человек в кризисе. У человека все, как-то не так, все как-то неправильно и плохо. Куда-то подевалась радость, интерес, удовольствие от жизни. А всегда-ли так было? Нет, конечно. Раньше бывало больше радости, больше ярких красок, больше жизни.

Первая любовь. Первый опыт того, как один или одна из многих становится единственным и самым важным на свете. Когда хочется летать, когда все приобретает новый яркий смысл и значение. С первой любовью могут быть связаны разные вещи. Очень редко, когда первая любовь становится чем-то большим, чем, гулять, взявшись за руки, или первый поцелуй. Иногда нет и этого. Но то первое и самое сильное возникшее внутри чувство, то ощущение полета, то счастье, когда на тебя посмотрели, тебе улыбнулись, с тобой заговорили.

Первый класс. Как же давно это было. Но было же! Сколько детских мыслей, радостных ожиданий было с этим связано. Новая красивая одежда для школы, школьный  ранец, письменные принадлежности и тот самый первый букет цветов. Можно вспомнить, как приближается этот торжественный момент. Школьная линейка, первая школьная линейка. Может быть, вспоминается речь директора, первая учительница, звонок колокольчика. И снова внутри ощущение праздничного предвкушения, интереса, все вокруг в ярких красках, все новое, манящее и волнующее.

Первая победа. Может победа в соревновании с кем-то, а может и в соревновании с самим собой. Как малыш учиться ходить? Он пробует делать первый шаг, пробует отпустить рукой опору и падает, как правило, не сильно, но шаг не получается. Снова встает и снова пробует. Конечно же, снова падает, но пробует опять и опять. И в один момент, вдруг идет два шага, три шага. В какой-то момент он понимает, что идет. Лицо его меняется, озаряется настоящим счастьем, начинает светиться. Часто он зовет маму, чтобы поделиться с ней этой радостью, поделиться с самым близким, самым дорогим сейчас человеком.  Тот самый первый момент ощущения победы, ощущения того, что получилось.

У любого человека много таких моментов. Это может быть что-то в детстве, радость от того, что научился ехать на велосипеде, или радость от долгожданной хорошей оценки или что-то другое. Это может быть что-то позже, получение аттестата или диплома, победа в небольшом или большом спортивном соревновании, завершение большой и очень важной работы, рождение сына или дочери. Поводом для этих эмоций, чувств достижения может стать завершение ремонта в своей первой комнате, или первый приготовленный своими руками обед, что угодно, что очень хотелось сделать, что было не просто, но что сделал.

И находясь в кризисе, очень полезно бывает вспомнить момент своего счастья. Момент в своем прошлом, когда было ощущение радости, наполненности, ярких красок. Можно устроиться удобно, так чтобы какое-то время никто не беспокоил, и подумать о том, в какой счастливый момент своей жизни хочется перенестись. Можно прикрыть глаза и представить себе тот момент, представить так, словно бы снова его переживаешь. Вспомнить когда и где это было, был ли кто-то другой рядом. Вспомнить время года, одежду, вспомнить окружающие детали, предметы. Возможно в этот момент, найдется какой-то особый предмет, какая-то особая деталь. Можно снова рассмотреть этот предмет со всех сторон, форму, размер, цвет.

И в этот момент могут прийти звуки счастливого момента. Звуки или один звук, звуки природы или звуки города, может быть, звуки человеческой речи. Можно еще глубже погрузиться в переживание этого момента, снова и снова вслушиваясь в эти звуки.

А затем, можно попробовать вспомнить другие ощущения, может даже запахи или вкус на губах. В памяти остается все вместе, образ, звук, запах, ощущения. Запах – это очень древний, ближе всего связанный с чувством инструмент восприятия. Иногда, самый слабый запах способен перенести в ситуацию, когда он ощущался. Чем больше вспомнить, тем лучше получится почувствовать себя в том месте и в то время, в том моменте абсолютного счастья. Можно попробовать ощутить, какое положение занимает тело, находится ли оно в покое или движется, можно попробовать вспомнить ощущение одежды, или легкого ветерка на коже, ощущения прохлады или тепла, которые были в тот момент.

И когда, получится полностью погрузиться в образ того счастливого момента, можно позволить прийти чувству, особому чувству, эмоции той ситуации, того места и времени. Можно позволить себе погрузиться в эту эмоцию, в это чувство и с этого момента ничего не делать специально, просто отдыхать и просто испытывать это чувство, сохранять контакт с ним как можно дольше. И пусть тогда все происходит само собой. В этом чувстве заложен огромный потенциал для выхода из кризиса, для того, чтобы жизнь снова заиграла яркими красками, красками радости и удовольствия.

После, когда появится желание вернуться обратно, вернуться в здесь и теперь, можно задать себе несколько очень важных вопросов, которые тоже могут помочь:

  • Что позволило мне чувствовать то, что я чувствовал в том момент?
  • Что, какие обстоятельства, какие действия помогали мне это чувствовать?
  • Что, какие обстоятельства, какие действия позволило бы мне снова почувствовать себя так же теперь?
  • Если бы знающие меня другие видели меня тогда и сейчас, что бы они посоветовали мне?

Но эти вопросы и ответы на них менее важны, чем само переживание той ситуации, погружение в нее. Часто наше скрытое внутреннее я, наш внутренний разум делает все помимо нашей воли, самым лучшим и эффективным способом, надо лишь правильно его озадачить.

Праздник Вашей проблемы или За что благодарить своих мучителей

Как замечательно уметь находить повод для праздника! Как здорово, когда праздник по хорошему поводу! Решение проблемы, избавление от проблемы, это достаточно хороший повод, правда? В Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии (ОРКТ) есть такая техника работы с социальным окружением. (Далее текст вопросов этой техники жирным курсивом).

Представьте, что Ваша проблема решилась. Так как она создавала Вам большие трудности, ее решение принесло Вам значительное облегчение, Вы радуетесь и решили устроить по этому поводу большой праздник. Вы решили собрать всех тех, кто так или иначе в этой проблеме участвовал. Кого и почему Вы соберете за стол?

Кого еще Вы бы могли позвать? Возможно, они пока еще не участвовали в решении проблемы, не помогали Вам, но этот праздник в будущем, когда проблема уже решена. Кто еще мог бы Вам оказать действенную помощь?

Человек называет всех причастных к проблеме лиц и рассказывает об их персональном участии в проблеме.

Представьте, что начался этот праздник, по поводу решения Вашей проблемы (Избавления от Вашей проблемы), и Вы можете сказать тост каждому приглашенному, сказать то, за что Вы ему можете быть благодарны на этом празднике. Здесь собраны разные люди, и их участие разное. Есть те, кто помогали, а есть те, кто наоборот, создавали трудности. Но бывает так, что мешая в чем-то одном, создавая трудности, человек помогает нам в чем-то другом. Попробуйте найти для каждого слова благодарности, то за что Вы его можете благодарить, уже решив Вашу проблему. Расскажите, кого и за что вы можете благодарить.

Вы может, сейчас еще не знаете, но там за этим праздничным столом Вам надо будет найти слова благодарности даже тем, кто, может, Вам не очень симпатичен и создал Вам эту проблему. Подумайте, за что в итоге Вы можете благодарить и их?

Как и всё в ОРКТ очень простая, но очень многоуровневая техника. Что мы делаем?

  • Переносимся в то вероятное будущее, когда проблема решена. Клиент может, еще не уверен, что она решается, а тут он будет обживаться в том пространстве-времени, где она уже решена, примерять это пространство на себя. В этом данная техника перекликается с техникой «Чудесного вопроса» и техникой «Писем из будущего».
  • Создается позитивный настрой, надежда на будущее, а надежда – это очень мощный инструмент (тоже писал об этом).
  • Создаются условия для позитивного переопределения роли людей участвующих в проблеме. Позитивное участие дает возможность получать реальную помощь от человека, от его действий, даже если его влияние во многом негативное.
  • Создается фокус внимания на социальное окружение. ОРКТ родилась из системной семейной терапии. Семья – система, в которой функционирует симптом. Чтобы справиться с симптомом, надо менять систему. В этом упражнении человек, может быть, впервые собирает вместе социальную систему своей проблемы, он может полностью переосмыслить эту проблему, в контексте системных взаимодействий.
  • Думая о том, за что благодарить каждого человека, можно найти то, как он может действенно помочь, чтобы к нему за этой помощью обратиться.

Вариант:

(После обсуждения застолья и тостов)

Нарисуйте на листочке каким-либо значком или символом свою проблему. Расставьте, обозначьте на этом листочке всех лиц, которые участвуют в этой проблеме. Сейчас используйте разные цвета. Один пусть будет цвет негатива, один позитива, радости, успеха. Проведите, если надо стрелочки цветом негатива от людей к проблеме. Подпишите их. Проведите теперь цветом позитива стрелочки от всех людей на схеме к проблеме, подпишите их тоже. Может быть, люди на схеме как-то объединяются и иногда действуют вместе, обведите, тогда их на схеме в группы, расскажите о том, что их объединяет, и как они объединяются?

Посмотрите на получившуюся схему. Какой в этом есть для Вас смысл? Что нового, возможно, Вы увидели, о чем подумали?

Какую роль играет проблема во всем в этом? Что она делает в этой системе людей и отношений?

Есть ли здесь что-то полезное Вам для решения Вашей проблемы?

Как успокоиться и отдохнуть при помощи ходьбы Цигун во время ходьбы
На терапевтической сессии мы довольно много времени уделяем тому, что человек, обратившейся за терапией уже умеет делать со своей проблемой или со своим негативным состоянием, потому что одни из самых эффективных способов, это те способы, которые человек уже использует. Иногда достаточно чуть-чуть их улучшить или начать использовать чуть-чуть по-другому, и достигается очень быстрый и сильный эффект. Не один раз клиенты в терапии рассказывали, что для изменения своего состояния они используют ходьбу. Ходьба помогает при тревоге и стрессе, при усталости, плохом настроении и многих других негативных состояниях. Причем все использованные клиентами практики ходьбы были ходьбой не спортивной или какой-нибудь скандинавской ходьбой, а ходьбой медитативной, с основным усилием не в теле, а в сознании.

Опишу одну из техник подобной медитативной ходьбы, которая используется в китайском цигун. Она позволяет очень быстро изменить и улучшить свое состояние в настоящий момент.

Я буду описывать это упражнение по этапам, достигли выполнение того, что в одном этапе, переходите к следующему.

  • Для начала этого упражнения лучше выбрать медленный темп ходьбы, такой, чтобы Вы могли сопровождать своим вниманием все движения, которые Вы совершаете. Идите свободно, медленно не размахивая руками, не наклоняя туловище, с прямой спиной и шеей. Представьте, что Вас словно бы подвесили за макушку к небу и Ваша спина естественным образом распрямилась. Смотрите прямо перед собой, не фокусируя взгляд ни на чем, словно бы скользя им по тому, что видите. Прислушайтесь к звукам, которые есть в пространстве вокруг Вас, ко всем звукам, даже к самым незначительным. Отпустите звуки, не выделяя в них ничего специально, скользя по ним своим вниманием, ни на чем не фиксируясь.
  • Направьте свое внутреннее внимание на свое тело. На все ощущения тела, почувствуйте все движения, которые вы сейчас совершаете. Какое-то время сопровождайте своим вниманием эти движения.
  • Когда почувствовали тело, почувствовали изнутри тела, как Вы идете, начните сопровождать своим вниманием контакт стопы с землей. Ставьте стопу на землю легким ударом пятки, перекатывайте стопу с пятки на носок, чувствуя контакт с землей.
  • Начинаем работать с «энергией». В китайской философии, медицине, практических представлениях, есть понятие «Ци», у нас это переводится, как энергия, но это не совсем верный перевод. Ци – гораздо более широкое понятие. В этом упражнении, когда надо представлять эту энергию, лучше всего представить нечто перетекающее из одного место в другое, нечто очень хорошее, правильное то, что очищает, улучшает, дает силы. В момент легкого удара пяткой о землю, представляйте, что «энергия» из земли (чистая, хорошая) сразу же поступает в пятку и поднимается по задней поверхности ноги, потом по спине и до головы вверх. По мере того, как Вы переносите свой вес вперед, эта энергия (ощущения как нечто, текущее внутри Вашего тела) поднимается вверх, затем опускается вниз по передней части тела, передней части ноги и уходит обратно в землю. Сначала можно поднимать и опускать энергию только по ноге, или даже части ноги, и по мере усвоения упражнения, поднимать ее все выше и выше.
  • Когда будут достигнуты устойчивые ощущения движения энергии при каждом шаге вверх и вниз, можно отпустить эти ощущения, из фокуса пристального внимания, наблюдая за процессом движения энергии со стороны, не фокусируясь ни на чем, расслабленно и свободно.

Упражнение может показаться не таким простым, не все в нем может получаться сразу, но сильный психотерапевтический эффект оно дает с самого начала, когда еще не все получается, и Вы только осваиваете это упражнение. С каждым разом будет получаться все лучше и лучше, и со временем, выполняя это упражнение, Вы можете получить мощный и эффективный инструмент быстрого управления своим состоянием, при всем при этом инструмент скрытый. Идет себе человек и идет, а он не просто так идет, он медитирует и улучшает свое состояние.

Проблема как друг

Обсуждение того, чем и как проблема на самом деле помогла в жизни, очень полезно. Во-первых, снимается восприятие проблемы, как некоторой катастрофы, которая принесла в жизнь только лишения. Во-вторых, вся боль и страдания связанные с проблемой приобретают смысл, как необходимый вклад в получение какого-либо полезного опыта, навыков, качеств личности. В третьих, такое обсуждение, позволяет относиться к проблеме не как к препятствию, а как к учебной задаче в «Школе жизни», выполнив которое, можно повысить свой уровень ученика этой удивительной школы. В Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии (ОРКТ) есть один из базовых принципов: проблема, как друг.

Очень трудно обсуждать выгоды от проблемы, если это ситуация острого горя, если человек остро переживает проблему, как утрату, потерю чего-либо. В таком случае беседа о выгодах проблемы может обесценить переживание и даже обидеть клиента. Но если прошло какое-то время, боль немного притихла, и человек уже находится на пути принятия этой утраты, такое обсуждение тоже очень продуктивно и может даже помочь завершить процесс переживания и интеграции болезненного опыта. Особенно эффективна такая беседа, когда человек уже многое сделал для решения проблемы, находится на пути ее решения. Прежде, чем реализовывать в терапевтической беседе этот принцип, конечно надо оценивать текущее состояние клиента.

Есть множество вариантов технического исполнения реализации этого принципа в беседе. Приведу несколько примеров:

  1. Вы ведь уже многое сделали, для того чтобы справиться с [называется проблема]. За что Вы можете быть благодарны этой проблеме? Чему бы Вы не научились, или учились бы гораздо труднее и дольше, если бы этой проблемы вовсе не было? Какие новые возможности открывает перед Вами эта проблема?
  2. Это проблема изменила Вашу жизнь. Что-то в ней стало хуже, но что-то вполне возможно и лучше. Что стало в вашей жизни лучше, благодаря проблеме, благодаря тому, что Вы справляетесь с этой проблемой?
  3. Представьте, что Вы когда-то в глубокой старости [здесь описывается ситуация счастливой мурой старости как это делается в «Письмах из будущего»], в счастливой и глубокой старости, когда Вы достигли и реализовали все то, что хотели достичь и реализовать, пишете мемуары, подводите своеобразный итог Вашей жизни. Как бы вы с высоты этого почтенного возраста оценили Вашу проблему, оценили ее вклад в Вашу жизнь, оценили то, чему она Вас научила, оценили то хорошее, что благодаря этой проблеме произошло с Вами после?
  4. Скажите, пожалуйста, кто из ваших близких, знакомых, может быть, не знакомых людей участвует в Вашей проблеме? Каково их участие?[Составляется список всех участвующих в проблеме лиц] Представьте, что когда Ваша проблема будет решена, мы соберем всех их чтобы спросить о том, как на Вас повлияла эта проблема? Чему она Вас научила? Какие изменения к лучшему в Вашей жизни она в итоге привела? Чтобы, например, сказал об этом [обсуждается каждое лицо в этом списке и его возможное мнение].
  5. [хорошо для верующих людей] Представьте, что Господь сделал так, чтобы эта проблема возникла у Вас не просто так, а для того, чтобы показать Вам что-то важное, чтобы научить Вас чему-то очень важному. Как Вы считаете, для чего именно ом мог так сделать? Чему благодаря всей этой ситуации, Вы можете научиться, что нового понять?
  6. [Способ хорош для последователей буддизма] Вы ведь знакомы с учением кармы, это когда все, что происходит, имеет причинную связь с прошлым и будущим? Если бы все было согласно этому закону, то причиной чего является Ваша проблема сейчас? Какую часть Вашей кармы позволяет искупить эта проблема? Какие возможности благодаря возникновению этой проблемы и ее решению появятся у Вас в будущем?
  7. Если бы Вы набирали команду путешественников по Вашей жизни, на какую должность Вы бы взяли в эту команду Вашу проблему? Какую функцию она бы выполняла? Какие бы были ее рабочие обязанности?

Можно самостоятельно поработать со своей проблемой, используя преведенные примеры. Взгляд на проблему, как на Вашего друга, поможет не просто решить ее, но и вынести из этого решения, как можно больше пользы для себя.

Письма из будущего
Был такой научно-фантастический рассказ, в котором собрали коллектив известных ученых и показали им все оставшиеся после катастрофы материалы одного изобретателя, который изобрел аппарат умеющий летать, используя антигравитацию. Это были фотографии, в том числе и фотографии левитирующего аппарата, небольшой кусочек кинопленки, на котором изображен полет, оставшиеся личные вещи и обгоревшие обломки самого аппарата. Ученых попросили восстановить изобретение. Это была очень непростая работа, ибо не сохранилось практически ничего, все приходилось придумывать и открывать заново. Но ученые справились. Аппарат, преодолевающий силу притяжения был готов.  Каково же было удивление ученых, когда им сказали, что этот изобретатель – выдумка. Никогда не было ни его, ни его аппарата. Это они первооткрыватели. Но открытие антигравитации казалось им настолько нереальным, невозможным, что если бы не было этого обмана, они бы никогда не сделали то, что сделали, не изобрели бы этого аппарата.

Есть в Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии (ОРКТ) похожая психотехника. Человек, который испытывает серьезную жизненную трудность, мысленно переносится в свое далекое будущее, в свою счастливую старость, когда проблема, с которой он столкнулся, оказывается давно уже решенной. В этом будущем, уже совсем другие ценности, другое отношение к жизни. С Высоты возраста и прожитой счастливой жизни все видится по-другому, и можно давать советы и полезные рекомендации о том как лучше справляться с проблемой.

Представьте, что Вы прожили счастливую и яркую жизнь, представьте, что Вы сейчас – это Вы, через много-много лет, не знаю через сколько, может быть через пятьдесят лет, может больше. Вы реализовались, Вы достигли всего того, что хотели достигнуть, Вы достигли всего, чего хотели в своих семейных отношениях, и, конечно же, Вы давным-давно решили ту проблему, с которой Вы бьётесь сейчас. Опишите себя в этом будущем. Как Вы выглядите? Что вокруг Вас? Кто вокруг Вас? Какая Ваша счастливая и заслуженная старость?

В этой части техники Важно, чтобы образ был как можно более полным, чтобы в описании было как можно больше деталей.

Представьте себе, что в этом счастливом и далеком будущем у Вас появилась возможность написать себе письмо, в свое прошлое, когда проблема еще не решена. И Вы можете дать себе несколько советов, рекомендаций, пожеланий именно с высоты Ваших лет, с Высоты прожитой счастливой жизни. Что бы Вы написали себе в прошлом?

Это можно делать устно, но даже лучше, если, действительно, написать такое письмо на бумаге. Так как ОРКТ родилось из системной семейной терапии не забываем про близких:

Теперь, представьте, что у вас есть возможность с высоты Вашей счастливой старости написать письма тем людям, которые связаны с Вашей проблемой. Вы можете их о чем-то попросить, или что-то им рассказать, чтобы помочь себе в прошлом справиться. Что бы Вы написали этим людям?

Вот такая очень простая, но эффективная техника. Она напоминает технику волшебного вопроса, о котором я рассказывал раньше, но в отличии от него время, в которое надо мысленно переноситься, сильно сдвинуто в будущее, в счастливую и далекую старость.

Эта техника пришла из Эриксоновского гипноза, и там она выполняется по-другому. Человек, находясь в очень глубоком трансе, переживает глубокие и яркие образы, которые строятся, создаются с непосредственным участием бессознательного. Там человека переносят (прогрессируют) при помощи специальной техники в недалекое время, в то время, когда проблема только-только решена, а потом, он спускается по лестнице времени вниз и наблюдает конкретно все шаги, все свои действия, которые привели к решению проблемы. Чтобы эти шаги потом не подвергались критическому осмыслению, обесцениванию и сопротивлению, после этого путешествия даются внушения на забывание этого опыта. Человек выходит из транса и не помнит его содержание, но его состояние очень хорошее, потому, что он эмоционально помнит, что проблема решена. После этого транса он начинает бессознательно действовать на решение проблемы, действуя очень близко к тому, решению, которое нашел, будучи в трансе.

В ОРКТ нет такого инструмента как транс, по отношению к клиенту не осуществляется гипноз, по этому, нас интересует столь отдаленное будущее. С высоты почтенного возраста все видится по-другому, идеи приходящие в этом возрасте, они более общие, более философские, если так можно сказать, им труднее сопротивляться, их труднее обесценивать.

Утренняя гимнастика Жана Беккио

Есть такой замечательный врач-психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт, ученый Жан Беккио. Французская школа гипноза, традиционно одна из самых сильных в мире. После Милтона Эриксона гипноз стал другим. Но и традиции старой школы тоже сохранились. Жан Беккио - эриксоновский гипнотерапевт, принадлежащий к французской школе гипноза. Он периодически приезжает к нам на семинары и делится результатами современных исследований трансов и гипноза, дает бесценные упражнения и практики. Одно из упражнений, которые дал Жан, это упражнение на включение аутогипнотического процесса утром в начале каждого дня.

Аутогипнотический процесс существует всегда. Но когда он маленький, ничего не происходит. Когда он разворачивается в большой процесс, или мы сами разворачиваем его, происходят изменения в теле, в духе, изменения, которые регистрируются в деятельности мозга, изменения, которые влекут за собой переструктурирование между телом и духом, между духом и энергией, между энергией и телом. И эти три элемента: тело, дух и энергия, будут функционировать по-новому. По новому это значит намного более адаптировано по отношению, к тому действию, которое Вы осуществляете. И это позволит Вам принимать лучшие решения. Это позволит исчезнуть боли, это позволит снизить тревогу, и выйти из депрессии.

Что сделать, чтобы развернуть этот процесс? У некоторых людей этот процесс развернут естественным образом. Их, как говорит Жан, очень мало на планете. Обычно эти люди преуспевают легко в жизни. Их успех не зависит ни от чего другого, а зависит от того, что у них естественным образом развернут аутогипнотический процесс. Для того, чтобы развернуть этот процесс, существует специальное упражнение, которое Жан Беккио рекомендует выполнять утром, когда мы просыпаемся. Его он сам выполняет всегда, когда чувствует, что его собственный аутогипнотический процесс не развернут. Он просто не начинает свой день при неразвернутом аутогипнотическом процессе, потому что хочет, чтобы день хорошо сложился, ибо каждый день важен.

Упражнение:

В тот момент, когда Вы только что проснулись, хрупкий момент между сном и бодрствованием, когда вы еще не очень точно осознаете, где Вы находитесь:

  • начните слушать все звуки того места где Вы находитесь. В течение 10 секунд осознавайте звуки, которые окружают. Звуки это проявления жизни вокруг. Осознать эти звуки, означает поместить себя в течение жизни.
  • Затем, надо осознать все окружающие детали. Надо посмотреть на все то, что вокруг, как будто бы вы находитесь в этом месте впервые в жизни. Путь эта комната, которую Вы знаете на протяжении многих лет. Даже если Вы просыпаетесь в этой комнате в течение многих лет, каждое утро, найдите новую для себя, черточку на узоре обоев, пылинку или пятнышко, какую-нибудь маленькую деталь, то, на что вы еще никогда не обращали внимание раньше.
  • Затем, осознайте позу, в которой Вы находитесь. Осознайте первое движение, которое Вы совершаете. Осознайте то, как Вы поднимаете свое тело. Попробуйте подумать о том, с какой ноги вы встаете, какая нога первой наступит на пол рядом с кроватью.
  • Начните воспринимать что-то такое, что относится к искусству, какой-то художественный элемент, который включает ваше художественное восприятие. Это может быть музыка. Вы можете на небольшое время включить приятную музыку, которую Вы будете осознавать и внимательно слушать некоторое время. Это может быть особая чашка ручной работы с красивым узором, из которой Вы будете пить утренний кофе, внимательно наблюдая этот узор, это может быть что-то другое, экспериментируйте.
  • Почистите зубы особенным образом. Возьмите зубную щетку и начните чистить зубы, осознавая все свои движения и ощущения от зубной щетки в руке и во рту. Важно в этот момент не думать ни о чем другом, а очень внимательно отслеживать все свои ощущения и все свои движения.

Вот и все упражнение. Главное в нем поэтапное включение осознаности в разных видах нашей деятельности. Оно очень простое, но поистине волшебное.

В этом упражнении происходит активация разных зон мозга. Активируются зоны, отвечающие за слуховое восприятие, зоны, отвечающие за зрительное восприятие, зоны, отвечающие за память и эмоции, зоны, отвечающие за эмоциональный опыт. Объединяется вместе мир внутренний и внешний и мы готовы к действию, к тому, чтобы начать свой день.

С добрым Вас всех утром!

Решающая любые проблемы машина времени или quot Чудесный вопрос quot

Вы обычно спите ночью? Крепко спите? Когда Вы спите, Вы, ведь не замечаете, что может произойти вокруг, тем более, если это происходит тихо и незаметно? Представьте, что этой ночью пока Вы спите, происходит чудо. Может быть, это добрый волшебник или судьба или что-то еще. Вот, пока Вы спите, кто-то или что-то делает так, что Ваша проблема оказывается решенной. Вы просыпаетесь утром, а Ваша проблема уже решена. Но Вы этого пока не знаете, потому что особенно хорошо и крепко спали этой ночью. Как Вы узнаете, что проблема решена? Как Вы это почувствуете? Что измениться в Ваших мыслях, чувствах, поведении, обстоятельствах Вашей жизни? Как и когда Вы об этом узнаете? Что нового появится в Ваших повседневных делах, в Вашей одежде, в Вашем распорядке дня? Как Ваши близкие, Ваши друзья, сотрудники на работе, просто знакомые и даже не знакомые заметят, что Ваша проблема уже решена? Как они это увидят?

Эта техника - визитная карточка Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии (ОРКТ, некоторые называют КПК, SFBT). В ОРКТ много техник, но даже если бы не было ничего больше, то этой техники было бы достаточно. ОРКТ - это вообще не про техники. ОРКТ  - это про "Волшебный вопрос". Я сейчас, можно сказать, открываю главный секрет этой очень эффективной психотерапии.

Клиент на приеме, женщина лет сорока, трое детей, бросил муж. Весь ее мир сосредоточен на совместной жизни с этими тремя детьми и мужем, она лет двадцать вкладывала в семью, и теперь просто не знает что делать. Ее настоящее – это потеря, это разрушенная жизнь, это невозможность за что-либо взяться, потому что, за что не возьмись, там муж. Фигура мужа, бывшего мужа. Она просто не может найти ничего, что бы она могла делать, и что бы ни зависело от него. А мужа то и нет. Тю-тю.

Другой клиент, мужчина лет тридцати в депрессии. Депрессия уже лет пять. Живет с пожилой мамой. У него была работа, профессия, были успехи и достижения. Была близкая подруга, планы на семью. Сейчас работы, карьеры нет, профессия где-то в пыльном ящике прошлого, и лучше ей там от долгого неиспользования не становится. Друзья все куда-то рассосались, близкая подруга в первую очередь. За что не возьмись, все друг-друга цепляет: пошел бы поучиться, денег нет, устроился бы по специальности, много потеряно, да и кто возьмет после перерыва.

Третий клиент, молодая женщина лет двадцати двух. Есть неплохое образование, вроде бы устроилась на работу, вроде бы есть перспективы. Никто не любит. Очень хочется замуж, хочется семью, детей. Мужчины или не замечают или замечают не те. Отношения недолгие, и все, заканчиваясь, приносят боль. Всего 22, а ран, вся душа исполосована. И работа уже не греет, и настроения нет никакого, и ничего делать уже не хочется. Идея о том, что придется влачить одинокое существование, что никогда уже не получится ни с кем, эта идея все больше и больше занимает сознание, обволакивает черной вуалью. Будущего нет. И зачем это все теперь?

Таких историй можно приводить бесконечно. Любая серьезная проблемная ситуация клиента (а с несерьезной люди и не приходят) это тюрьма настоящего, в которой все безнадежно, беспросветно, в которой нет будущего, из которой нет выхода. Находиться в ней больно, плохо, ужасно, кошмарно, а выхода нет. При этом кажется очевидным, что какова бы ужасна не была ситуация, люди с этим справляются. На каждую клиентскую историю можно найти в тысячелетней истории человечества пример, когда человек справился с похожим, вышел из тюрьмы, как-то пережил это и двигался дальше. Но все эти истории бесполезны. Человек в тюрьме, в тюрьме настоящего, в тюрьме своей проблемы, в тюрьме своего особого проблемного мышления, вызванного этой проблемой.

Чудесный вопрос это способ убежать из этой тюрьмы, это машина времени, которая переносит туда, где проблемы нет, где нет тюрьмы. Реален ли этот побег? Конечно, ведь миллионы людей с подобным уже справились, почему ты не сможешь? И ты справишься. Мы не знаем, как именно справишься, но давай, предположим чудо, уже справилась, и как ты поймешь, что чудо свершилось?  Вот настоящее предназначение волшебного вопроса: вывести за стены тюрьмы, в которой человек сейчас. А там все видится по-другому, там за этими стенами решение может быть настолько очевидным и легким, что прямо вот иди и делай, все есть, все доступно.

Милтон Эриксон говорил, что когда он спрашивает клиентку, когда та в душе, с чего она начинает вытираться, с ног или с головы? Какой ногой она выходит из ванны, сначала правой или сначала левой? Этими вопросами он ее раздевает, и она чувствует себя голой здесь и сейчас. Человек переживает эмоционально то, о чем говорит. Рассказывая о какой-то ситуации, человек погружается в эмоции этой ситуации. Рассказывая о том, когда проблемы больше нет, человек не просто выходит из здесь-и-теперь тюрьмы своей проблемы, он еще получает мощный эмоциональный ресурс для решения этой проблемы. Детально рассказывая о том, что нового появится в его жизни, как это заметят другие, он может найти такие действия, которые помогут выйти из проблемы.

«Я начну носить новые яркие вещи», «Я тогда буду просыпаться каждое утро в хорошем настроении и делать зарядку», «Другие увидят, что каждый вечер, я буду идти с друзьями в кафе, в кино, в театр, я не буду оставаться дома», «дети заметят, что я стала более веселой, провожу с ними больше времени, мы чаще гуляем в парке» и т.п. Не обязательно ждать полного решения проблемы, чтобы начать делать все это. Можно начать это делать, как будто проблема отступила, и часто (почти всегда, на самом деле) проблема и вправду отступает.

Если Вы в тюрьме своей проблемы, но читаете эту статью, поэкспериментируйте. В самом начале приведена весьма подробная формулировка чудесного вопроса. Там много маленьких вопросов. Выпишите их все. Можно один из маленьких вопросов на один листочек. Представьте себе ситуацию, описанную в формулировке вопроса: Вы проснулись, а проблема решена. Отвечайте письменно, очень подробно на каждый из маленьких вопрос. Вы с удивлением можете обнаружить, что Ваша тюрьма не заперта и выход гораздо легче, чем Вам казалось.

О психологических тортиках или зачем обращаться к психологу

Я пытаюсь понять, о чем писать статьи, и как заинтересовать потенциального клиента чем-то в этих статьях, так, чтобы он пришел ко мне на консультацию или на психотерапию. Естественно спрашиваю мнения. Вот одно из мнений: «Хочу видеть в статьях то, что я прям сейчас могу применить на себе, я не подписываюсь в ИГ просто на красивые профили с тортами, я подписываюсь на красивые профили с тортами, но они обязательно должны содержать в себе крутые рецепты!». Меня этот отзыв глубоко «зацепил».

С одной стороны, все понятно, читатель психологических статей ищет в них рецепты для себя, для того чтобы можно было прочитав статью, отправиться на свою психологическую кухню и быстро выпечь свой психологический тортик, радуясь и восторгаясь новому знанию и умению, а еще тому, какой замечательный тортик получился, и как легко проблема отступила. С другой стороны, я как психолог, психотерапевт, знаю, что психотерапия так не работает. Психотерапия может быть разной, но даже, если психотерапия – это обучение техникам, то это такое обучение, которое не осуществляется простой передачей информации об определенном упражнении, или определенной психотехники.

Если даже говорить об обучении, выделяют четыре уровня обучения. На первом уровне человеку достаточно прослушать лекцию (прочитать статью, книжку и т.п.). В результате он имеет некоторое представление. Он знает, где искать недостающие знания по теме. На втором уровне требуется семинарский тип обучения, с обсуждением, с вопросами и ответами на них, с выполнением определенных заданий на усвоение. Считается, что прошедший такое обучение, может применять свои знания к жизненным ситуациям. На третьем уровне обучения учатся практическим навыкам, отрабатывают их в ситуациях максимально приближенных к жизненным. Применительно к психологии это всевозможные мастер-классы, студии и т.п. Считается, что человек пройдя такое обучение, может использовать навык в ситуации близкой к той, что отрабатывалась в обучении. Четвертый уровень обучения – творческий. Пройдя его, обученный человек может применять психотехнику в разных жизненных ситуациях, придумывая новый и правильный способ, как это сделать. Учат на четвертом уровне строго индивидуально, учат уже не применению навыка непосредственно. Учат правильно учиться применять этот навык в жизни. На четвертом уровне меняется мышление, эмоциональное реагирование в той области, которая касается применения навыка. Обучающие фразы четвертого уровня это не: «Сделай то-то и то-то», А: «Почему ты сейчас хочешь сделать то-то и то-то?»  Формы обучения здесь супервизия, индивидуальная консультация, т.е. живой непосредственный диалог одного человека с другим. Именно творческий уровень обучения требуется для психотехник, ибо одна жизненная ситуация не похожа на другую, каждый раз надо придумывать какой-то новый вариант психотехники, творчески меняя и адаптируя какие-то ее отдельные детали.

Из сказанного вытекает следующее. Если Вы прошли творческий уровень обучения по психотехникам и умеете придумывать их наиболее правильное применение в жизни, можно прочитать статью, и этого может быть достаточно. Но если нет? Нужно непосредственное живое общение с «учителем». Хорошая хозяйка, не один год обучавшаяся еще у мамы печь тортики, может вычитать рецепт в журнале, пройти на свою кухню, где ею любовно собраны разнообразнейшие кухонные инструменты, и испечь новый, вкусный и красивый тортик. Хозяйке, не знающей, как правильно подходить к плите, не поможет даже очень хорошее описание в журнале.

Психотерапия, это не совсем про обучение. Психотерапия это еще и про то, что происходит между двумя, между терапевтом и клиентом. А происходит там очень многое, чему часто и названия то нет. Однажды Милтон Эриксон, а он принимал у себя дома, подошел к своей уже взрослой дочери и сказал:

- Сейчас придет клиент, он опасен, бери свою дочь, и идите во внутренние комнаты.

- Папа, как ты это чувствуешь?

И в этот момент, Бэтти Эриксон почувствовала абсолютный ужас. Милтон сказал:

- Вот так я это чувствую.

Большинство из нас психологов – не Милтоны Эриксоны, но все равно между нами и клиентом происходит на сессии много того, что нельзя описать в статье. Это надо чувствовать, переживать, ощущать.

Пропасть между статьей с определенной психотехникой и терапевтической сессией гораздо больше, чем между первым лекционным и четвертым творческим уровнем обучения. Если то, что Вы вычитали, помогает Вам решить Вашу проблему, очень хорошо. Можно сказать, что Вы справились самостоятельно. Но если Вы раз за разом ищете все больше и больше информации по Вашей проблеме, читаете одну статью за другой, пробуете один рецепт психологического тортика за другим, а проблема никак не решается, вместо тортиков выходят пригоревшие коржики, обращайтесь к психологу. Вам просто требуется другой уровень получения знаний и навыков, другой уровень взаимодействия с самим собой.

Не могу не поделиться, по-моему это прекрасное выступление!

Выпишу несколько рекомендаций Шона:

  • Нужно закрепить привычку: искать в мире только хорошее.
  • Ежедневное записывание своих успехов воскрешает их в памяти.
  • Зарядка покажет Вам, что поведение влияет на настроение
  • Медитация даст Вам возможность преодолеть синдром дефицита внимания, который Вы сами создали, пытаясь выполнить кучу заданий одновременно. Она поможет Вам сконцентрироваться на задаче, выполняемой в данный момент.
  • Очень важно спонтанное проявление доброты.
  • Нужно каждый день писать одно письмо со словами благодарности к кому-то из Вашего окружения

Выполняя все эти действия и тренируя мозг так же как и тело, можно изобрести новую формулу взаимосвязи счастья и успеха, и делать счастье не просто случайным кратковременным состоянием, а происзвести настоящий переворот в сознании