Поиск исключений

Рассмотрим ситуацию, когда человек приходит на терапию с проблемой. Он приносит свою проблему, надеясь разрешить ее, сделать так, чтобы проблемы больше не было. Но никто лучше самого человека не знает, как эту проблему решить и как от нее избавится. Более того, наверняка в жизненной истории человека были случаи, когда ему уже удавалось избавляться от проблемы. Но человек, находясь под воздействием проблемы, мыслит ограничено. Он не видит решений, даже, если он их уже использовал. Очень помогает в этих случаях такой технический прием, как поиск исключений.

Клиент пришел с проблемой прокрастинации. Т.е. у него есть дела, важные, которые «висят», и он эти дела всячески саботирует. При этом он тратит много времени на то, чтобы подступиться к этим делам, переживает, что не делает, но продолжает не делать их.

Терапевт:

- Скажите, а были ли когда-нибудь такие ситуации, когда Вы все-таки делали важное дело сразу, без подготовки, без настройки?
- Да, были. Иногда, я действительно, делаю сразу.
- В каких ситуациях это происходит? Можете вспомнить несколько случаев?

Клиент вспоминает случаи, когда прокрастинации не было. Ситуации исключения позволяют добиться нескольких целей. Первое, они помогают найти ресурс для решения проблемы. Второе, они помогают найти главные проблемные факторы, избавившись от которых, можно сразу же избавиться от проблемы. Поэтому, когда клиент рассказал о ситуациях, когда проблемы не было, задаются вопросы:

- Что в той ситуации помогло Вам не саботировать Ваше дело? Кто Вам помог? Какое Ваше действие было наиболее помогающим? Какое или какие ваши качества были наиболее помогающими?

Относительно проблемного фактора:

- Чем та ситуация отличается от других, когда Вы саботируете работу? Есть ли что-то такое, что отсутствовало тогда, но присутствовало в моменты саботирования? Что Вам сильнее все мешает?

Дальше становится понятным, как это использовать:

- Как Вы можете вновь задействовать ту помощь, чтобы не прокрастинировать? Что Вы можете сделать, чтобы исключить или ослабить мешающий фактор?

Но часто, находясь в проблемном мышлении, человек не видит разницу в событиях. Для него все было плохо и тогда и теперь, исключений не было. В этом случае ищется та ситуация, когда проблема проявлялась слабее.

- Скажите, а бывало ли так, что Вы прокрастинировали меньше? Другими словами, бывало-ли, что Вам удавалось быстрее и легче заставить себя что-то делать?

В такой постановке вопроса, клиенту прощу отыскать исключение, но и тогда бывает трудно. Используем шкалу:

- Представьте себе шкалу, может быть даже какой-то прибор со шкалой, на коирой можно измерить силу навалившейся на Вас прокрастинации. Пусть, минус10 будет самая сильная прокрастинация, 0 – ее полное отсутствие (шкала всегда от плохого к хорошему). В последний раз, когда Вы прокрастинировали, что это была за ситуация? Какой силы по этой шкале от -10 до 0, оказывала влияние на Вас прокрастинация в тот раз? Были ли случаи, когда это влияние было слабее? Когда? На сколько баллов?

Иногда, ответ клиента:

- Нет, не было.

Тогда перебираем случаи.

- Когда это было в предпоследний раз, расскажите о той ситуации. Какое значение силы прокрастинации было тогда? А пред-предпоследний? В пред-пред-предпоследний.

Если есть разница в показаниях шкалы, то переходим к вопросам, проясняющим ресурс или проблемный фактор. Если разницы нет, то совсем тяжелый случай. Клиент обладает черно-белым мышлением. Сначала надо с этим что-то сделать:

- Скажите, пожалуйста, а в вашем окружении, среди знакомых (среди героев книг или фильмов) есть люди, которые тоже прокрастинируют? Кто из них покрастинирует меньше чем Вы? Бывают ли случаи когда они прокрастинируют больше Вас? Бывают – ли такие люди, которые прокрастинируют всегда больше или меньше Вас? У Вас все таки, иногда, что-то получается сделать, иначе бы Вы просто не дошли сюда. Представьте, человека, который прокрастинирует больше Вас. Давайте всех их расположем на этой шкале от -10 до 0 и посмотрим, где Ваше на ней место.

После того, что все персонажи нанесены:

- Бывает ли так, что Вы прокрастинируете больше этого человека или меньше этого? А бывает, иногда, что наоборот, меньше этого и больше этого?

В ответах клиента появляется разница и можно заняться поиском ресурсов и проблемных факторов.

Когда исключения и найдены, проблемные факторы и ресурсы определены, можно заняться поиском решения.

- Скажите, пожалуйста, а как бы такой человек как вы, который тоже прокрастинирует, которому помогают справится [перечисление], а мешают [перечисление] мог решать проблему прокрастинации? Какие у него есть способы использовать то, что и Вам помогает, избавляться от влияния того, что и Вам помогает? Какой может быть Ваш первый шаг, чтобы реализовать этот способ.

quot Я  некрасивая quot  Как распилить гирю на ноге

Часто мы являемся носителями убеждений, которые влияют на нашу жизнь, делают ее хуже, мешают нам. Но мы убеждены, что это правда. И мы действуем так, как будто это, действительно, правда. Такие убеждения вплетаются в нашу жизнь, обрастая выбранными нами из всех фактов, подтверждениями. Мы постоянно поддерживаем эти убеждения какими-то разговорами, действиями, продолжая делать свою жизнь хуже. Хотя мы бы могли легко отказаться от такого убеждения, ведь это мы сами себя убедили, а может кто-то когда-то нам помог убедить.

Иногда приходится слышать на сессии от симпатичной девушки следующее убеждение: «Я - некрасивая». Приведу пример диалога деконструкции такого убеждения. Данная техника может использоваться, например в ОРКТ (Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия)

- Давайте попробуем измерить, насколько сильно Вы убеждены в этой идее. Представьте шкалу от 0 до 10 силы убеждения. Какому значению на шкале соответствует сила вашего убеждения в том, что Вы некрасивая?
- Все 10.
- 10 – это очень много. А что для Вас означает эта идея?
- Для меня это означает то, что мной не интересуются мужчины, что я не могу ни с кем познакомиться, что я не могу завести семью. Означает, что вообще в моей жизни все плохо.
- Какова история этой идеи?
- …История идеи?
- Ну, когда впервые возникла эта идея? В чьих устах она прозвучала? Как она менялась? Усиливалась ли она или ослаблялась?
- Вы знаете…. Пожалуй, ее говорила моя мама, по крайней мере, я так помню. Я не помню, когда она так сказала впервые. Но она так говорила.
- Когда она так говорила?
- Я вспоминаю, в разных обстоятельствах. Точно, когда она на меня ругалась. А потом, когда собирала меня в школу.
- Какие Ваши первые воспоминания об этом?
- Я стою перед зеркалом, а мама собирает мне косичку. И мама говорит: «Какая же ты у меня некрасивая»
- Как Вы считаете, в чьих интересах это было тогда?
- Наверное, в маминых, но я не очень понимаю, зачем ей это было нужно. Может быть, я действительно была некрасивая? Нет, вообще-то я смотрела свои фотографии, я была очень симпатичной девочкой, к тому же папа, бабушка, особенно бабушка, они говорили, что я красивая.
- Зачем же маме это могло быть нужно?
- Мама часто была недовольно. Она была недовольна всем. Ей очень трудно было угодить. Может быть, она так убеждала себя, что все плохо?
- А еще зачем?
- Когда мы ругались, она часто так говорила.
- А что Вы?
- Я расстраивалась и плакала?
- Т.е. после того, как мама говорила, что Вы некрасивая, Вы прекращали ругаться и плакали?
- Да….
- А скажите, пожалуйста, какие разговоры поддерживают эту идею сейчас?
- Ну так мне никто не говорит, разве, что подруга… Хотя я, вот, сейчас думаю, что она все время это говорит, когда у нее плохое настроение.
- А Вы сами, так говорите?
- Да, когда думаю, идти мне на какую-то вечеринку или в гости.
- Когда собираетесь на вечеринку. Вот, Вы, так говорите, и что дальше?
- Не иду.
- Какие еще практики поддерживают эту идею, и в чью область интересов это входит?
- …Я не покупаю себе яркие вещи. Я, уже говорила, не хожу встречи, где много людей. Ну это все точно не в моих интересах.
- А есть кто-то, в чьих это интересах?
- Наверное, моя подруга. Сделать больно, ей, наверное, приятно.
- Какие возможности и риски для Вас связаны с этими интересами и разговорами?
- Возможности… да нет тут никаких возможностей, совсем никаких. Риски… ну, я никогда не выйду за муж. Еще, я буду несчастной.
- Кто может свидетельствовать в пользу этой идеи, а кто против нее?
- Подруга, свидетельствует за.
- А есть ли кто-то, кто против.
- На работе, есть один молодой человек, он однажды сказал, что я красивая.
- Что для Вас теперь означает эта идея? В чем ее функция для Вас?
- Она меня словно бы удерживает, как гиря на ноге. Не дает знакомиться.
- Давайте снова померяем силу Вашего убеждения, что Вы не красивая. Какому значению шкалы от 0 до 10 сила убеждения соответствует сейчас?
- Думаю, 7.

Дальше возникают возможности исследовать прогресс. Например, так:

- М… 7 это не 10! Что Вам позволило так значительно, на целых три пункта снизить силу Вашего убеждения в том, что Вы некрасивая?

Психологический quot якорь quot или руки Саркози

Есть такой французский политик топ уровня Николя Саркози. Одно время он даже был президентом пятой республики, т.е. очень высокого уровня публичное лицо. Статья, конечно же, не про то, каким он был презедентом. Она про другое. У таких людей всегда есть недостатки, которые мешают им в работе. Про Саркози говорят, что он излишне горяч, эмоционально заводится на трудные вопросы из зала, начинает допускать ошибки в ответах. И конечно же, с публичными людьми такого уровня работают психологи, помогают им справляться с их сложностями.

Обратите внимание на положение пальцев Саркози, они на фотографиях сложены в определенную фигуру. Не берусь утверждать точно, но ходят разговоры, что Саркози помогали справляться с эмоциональным реагированием следующим образом: приучали его к определенному эмоциональному состоянию спокойствия, в котором он наилучшим образом может отвечать на острые вопросы. Для того, чтобы быстро входить в это состояние, наработали вместе с ним особый кинестетический якорь – такое положение пальцев.

Что такое якорь? Это та мысль, фраза, слово, предмет или событие, телесное ощущение, жест, которое вызывает связанное с якорем состояние, мысль, образ и т.п. Допустим состояние абсолютного покоя в медитации покоя, которую я уже описывал. В этом упражнение есть восприятие и переживание особого образа покоя, как огромного безграничного океана покоя. Во время переживания этого образа, может возникнуть какое-то особое ощущение, особый образ предмета, живого существа или даже цвет, может возникнуть особое слово, телесное ощущение. Все это может быть якорем того состояния покоя, которое возникает в упражнении «Медитация покоя». Как Выбирать якорь? Надо определится с собственной с собственной главной модальностью восприятия. Их может быть (главных) три визуальная, слуховая, и кинестетическая (телесная). Когда вы вспоминаете какое-то событие, какие образы приходят к Вам в голову первыми? Если визуальные картинки – Вы визуал, если звуки – аудиал, если телесные ощущения – кинестетик. Якорь надо выбирать согласно своей ведущей модальности. Саркози, подозреваю, кинестетик, он использует в качестве якоря особое положение пальцев. Для визуала будет лучше работать визуальный образ, или наблюдаемый предмет, картинка, для аудиала звук или воспоминание звука.

Лучше всего работает тот якорь, который возник сам в процессе отработки нужного состояния. После того, как якорь выбран, производят окончательное связывание якоря с нужным состоянием. Состояние отрабатывают еще несколько раз. Каждый раз, когда его отрабатывают, одновременно с ним «включают» якорь. Визуал наблюдает или представляет выбранный образ, аудиал слышит или представляет выбранный звук, кинестетик ощущает или представляет выбранное телесное ощущение.

Теперь якорь можно использовать. Когда в этом возникает необходимость, человек активирует якорь (представляет образ или звук, телесное ощущение, достает и наблюдает предмет и т.п.) Автоматически наступает требуемое состояние, которое связано с якорем.

Я расскажу еще одно применение якорю. Бывает, что мы забываем что-то важное, заматываемся, упускаем из виду. Допустим, мы знаем, что когда пойдем с работы домой, надо не забыть достать из холодильника кусок купленной в обед колбасы. Наступает конец рабочего дня, мы идем домой, где вспоминаем, что в холодильнике на работе скучает забытая колбаса. Знакомо?

Положив колбасу в холодильник остановитесь на пару минут, прикройте глаза и представьте себе ситуацию, когда Вы будете собираться с работы домой. Представьте какое-то обязательное впечатление, которое Вас ждет, когда Вы будете собираться. Выберете то впечатление, которое из «Вашей» модальности, визуальное наблюдение какого-то предмета, например ручки входной двери, или звук открываемой двери, или ощущение при надевании пальто. Теперь удерживая это впечатление в своем воображении, представьте, что Вы идете к холодильнику за колбасой, ну или просто возьмите ее в руки, посмотрите на нее, понюхайте (обонятельное восприятие, одно из самых сильных) . Когда Вы будете собираться домой, якорь сработает, и колбасу Вы точно не забудете.

Самогипноз при помощи левитации руки
Сначала определюсь с названиями. Я буду различать слово «транс» и слово «гипноз» следующим образом: транс – особое состояние пластичности психики, в котором возможны быстрые изменения. Гипноз – действия по вхождению в состояние транса и управление им. Самогипноз, это, соответственно, гипноз, который человек делает себе сам. Т.е. понадобилось что-то изменить в себе, в своем состоянии, ощущениях, сделал себе гипноз: достиг состояния транса, произвел с этим состоянием ряд манипуляций, таких, что нужные изменения произошли.

Гипнотическая техника «Левитация руки» может использоваться как для гипноза, так и для самогипноза. Психика так устроена, что внушение (команда на изменение состояния) принимается легче, если ее предваряет другая, уже принятая команда. Команды, отдаваемые руке, в самогипнозе, своей руке, принимаются легче, при этом наступает транс. К этим командам можно прицепить команды на проведение требуемых изменений.

Как выполняется. Сядьте удобно, руки расположите свободно и легко ладонями на коленях. Можно прикрыть глаза, чтобы было легче контролировать и использовать образы. Почувствуйте свои ладони. Кто лучше видит зрительные образы, пробуйте увидеть свои ладони. Увидеть рисунок линий, и увидеть, почувствовать разницу. Рисунок линий разный, и ощущения от ладоней тоже могут быть разные. Одна чуть теплее, другая прохладнее, одна чуть легче, другая чуть тяжелее. Почувствуйте ту ладонь, которая легче. Можно не торопиться и не напрягать свое восприятие специально, в какой-то момент, просто придет ощущение, что одна ладонь легче.

Надо очень медленно и плавно, может даже в течении десятков секунд, чуть-чуть приподнять эту (которая легче) ладонь-руку над поверхностью ноги так, чтобы можно было подсунуть между ногой и ладонью листочек бумаги, не больше. Теперь можно просто наблюдая за ладонью, которая вывешена в 1 миллиметре от поверхности ноги, словно бы со стороны, основное внимание переключите на собственное дыхание. Ладонь, рука остается где то на периферии внутреннего внимания. Используйте слова, проговаривая про себя определенные фразы. Я не буду разбирать конструкции фраз, это специально составленные внушения, используйте их дословно. На вдохе произносите про себя: «Я вдыхаю очень легкий чистый воздух, который наполняет все тело и руку». Представляйте то, что говорите. На следующем вдохе: «Легкий воздух перемещается в руку, и она становится легче и легче». На следующем вдохе: «И еще легче». Повторяете на каждом вдохе последнюю фразу, пока не почувствуете легкость в руке. На следующем вдохе: «И рука становиться настолько легкой, что может даже начать подниматься вверх, сама по себе, словно бы ее наполняет легкий газ». На следующем вдохе (каждая фраза на подъем руки произносится на вдохе). «И чем легче она становиться, тем выше она поднимается». Следующая фраза: «И чем выше она поднимается, тем легче она становиться». Последние две фразы можно произносить несколько раз, пока не почувствуете уверенное медленное движение руки вверх.

Не двигайте рукой специально, она будет двигаться словно бы сама. Движение руки, если она будет двигаться сама, будет неравномерным, словно бы небольшими плавными толчками. Это говорит о том, что рука управляется не сознательно, а через глубинные структуры мозга, бессознательно. В этот момент состояние уже трансовое.

Эрнст Росси придумал трехшаговые стратегии трансовых манипуляций. Упражнение левитации руки хорошо тем, что в нем есть три этапа и можно на каждый из них проводить шаг по достижению нужного эффекта. Допустим мы используем этот самогипноз для достижения состояния спокойствия. Первый шаг будет – согласие бессознательного на работу, второй поиск и задействование всех необходимых ресурсов, третий достижение собственно состояния абсолютного спокойствия.

Следующие инструкции можно уже говорить на выдох, один выдох, одна фраза. «И по мере того, как рука становится легче и поднимается выше и выше», «мое бессознательное готовится выполнить определенную работу для меня». «И когда мое бессознательное будет готово к выполнению этой работы, рука прекратит подниматься». Расслабленно мысленно наблюдаем за рукой, ничего не делаем, до того момента, пока рука не остановится.

На выдохе: «Очень хорошо! И теперь, когда мое бессознательное готово, рука может начать опускаться, словно бы сама по себе, в произвольном темпе, так как ей удобно». Ничего не делаем с рукой специально, расслабленно наблюдаем. Когда почувствовали движение руки вниз: «Очень хорошо! И по мере того, как рука опускается, в удобном темпе, словно бы сама по себе, бессознательное готовит все необходимые ресурсы, для того чтобы достичь состояния абсолютного спокойствия». На следующем выдохе: «И когда рука опуститься полностью, все эти ресурсы будут задействованы, и наступит нужное мне состояние абсолютного спокойствия». Ничего не делаем, расслабленно наблюдаем. Рука может коснуться ноги и на какое-то время зависнуть так. Наблюдаем. Когда рука ложится на ногу полностью, следующая фраза: «Очень хорошо! И теперь я могу просто побыть в этом состоянии, отдыхая и набираясь сил, пока мое бессознательное наилучшим образом использует все результаты этого транса». Следующая фраза: «И когда все будет готово, я могу вернуться в обычное состояние отдохнувшим и абсолютно спокойным, для чего тело сделает глубокий вдох, глаза откроются». Расслаблено ждем возвращения, ничего не делаем. Можно даже задремать.

Данное упражнение сложно назвать простым. Но его потенциал для управления своим состоянием огромен. Бывает полезно, если первый опыт этого упражнения, дает работа с гипнотерапевтом. Тогда самостоятельно его выполнять будет значительно проще. Но бывает так, что можно освоить самостоятельно. На первое время, если в ваши навыки не входят знания и умение гипнотической речи, полезно использовать приведенные фразы дословно, использовать вдох и выдох, как это здесь описано. Если тренировать это упражнение, в дальнейшем от слов можно отказаться, Вы сможете делать это упражнение, только представляя образы.

упражнение на быстрое вхождение в нужное состояние

Говорят, что это упражнение делал Михаэль Шумахер. Многие конечно слышали об этом великом гонщике Формулы один. О том, как ездил Шумахер, ходят легенды. Вот, перед тем как так ехать, он выполнял это упражнение и ехал так быстро, что его имя стало именем нарицательным. Автогонщику перед выступлением на соревновании надо особым образом подготовиться. Есть много факторов, которые мешают. Это страх, обычный человеческий страх, который испытывают все люди, даже великие автогонщики, ведь выступление на таких соревнованиях – это реальный риск для жизни. Это чувство ответственности, за тобой стоит огромная команда, от твоего выступления зависят огромные деньги и реальное благополучие многих людей. Это риск для твоей карьеры, любая ошибка способна если не погубить, то сильно осложнить ее. Михаэль садился в свой болид, выполнял это упражнение и ехал так, как он ехал, быстро, профессионально, почти всегда с одинаково высоким результатом.

Это упражнение позволяет настроиться на выполнение очень ответственной, даже опасной работы, в которой есть риск, если не для жизни, то для карьеры. Например, сдача экзамена, написание ЕГЭ и т.п.

Сядьте или встаньте удобно, почувствуйте свое тело. Можно начать с ощущений, которые мы обычно не замечаем, ощущений одежды, обуви, упора в стопы. Расположите свои руки расслабленно прямо перед собой ладонями друг к другу, словно бы между ладонями Вы удерживаете небольшой упругий шар. Можно прикрыть глаза и попробовать увидеть этот шар. Шар упругий, поэтому попробуйте ощутить эту упругость ладонями. Он может быть горячий или, наоборот, прохладный. Он даже может начать пульсировать в ладонях. Если ощущения шара не приходят, попробуйте на выдохе говорить про себя: «Меньше-меньше-меньше-меньше», на вдохе: «Больше-больше-больше-больше….», и Вы сможете почувствовать, может и увидеть, как шар немного (не надо, чтобы сильно) сжимается и расширяется. Не надо прямо воздействовать на руки и шар, вы говорите слова, следите за дыханием и наблюдаете, в какой-то момент вы начнете наблюдать, как шар меняет свой размер, словно бы повинуясь вашим словам. Возникнут ощущения в ладонях. Когда ощущения станут устойчивыми, переходим к следующей части упражнения.

Представьте, что в этот шар собирается вся сила, вся энергия, которая вам нужна. Эта энергия стекается в шар со всего пространства вокруг вас и из безграничного космоса. Представьте, что шар наполняется этой энергией. Если вам не хватает, но очень нужно какое-то качество, какое-то состояние, например спокойствие, или скорость мышления, представьте, что энергия этого качества тоже собирается в шар. Она может показать себя каким-то особым цветом, или ощущениями в ладонях. Можно совместить это с дыханием. На медленный спокойный и расслабленный вдох, вы представляете, как в шар стекается энергия. Стекается и остается в шаре. Шар медленно увеличивается, и ладони немного расходятся, чувствуя упругое давление шара. Не надо двигать ладони специально, наблюдайте за шаром и ладонями, и все произойдет словно бы само.

Когда Вы почувствуете, что собрали достаточно, переключите внимание на центры своих ладоней. Китайцы называют эту точку Лао-гун. Она находится в центре ладони, на самой большой складке, если сжать кулак, то на эту точку укажет средний палец. Продолжая удерживать ладонями шар, обратите внимание на эти точки и представьте, как в них, словно бы открываются маленькие дверцы, и энергия из шара начинает сама протекать в эти дверцы как вода в трубу из ванны. Она протекает через эти точки внутрь тела и наполняет тело. Вначале, наполняются руки, кисти, предплечья, плечи, потом тело, потом ноги, голова. Шар становится меньше, утекает в ваше тело. При этом могут появиться ощущения перетекания в теле, может быть ощущения разливающегося тепла, или наоборот прохлады. Шар становится меньше, и руки, ладони которые его удерживают, сходятся вместе, все ближе и ближе. Так же не нужно это делать специально, можно просто наблюдать за ладонями, шаром, представлять, как шар через центры ладоней перетекает в тело, ладони сойдутся сами. Можно опять использовать дыхание. Представьте, что Вы словно бы вдыхаете шар между ладонями через эти открытые трубы в серединах ладоней, в тело. Когда ладони сойдутся и коснуться друг-друга, не забудьте закрыть эти дверки или трубы в серединах ладоней. Все, можно открывать глаза, опускать руки на руль, запускать двигатель своего болида и ехать.

Как и все другие упражнения, это упражнение, чем больше его практиковать, тем лучше оно работает. Можно выполнять его вместе с утренней гимнастикой, занимает не более 5 минут. Готовясь к экзамену или чему-то важному, не забывайте про подготовку психологическую. Она не менее важна для успеха.

Техники Эмоционально фокусированной терапии семьи ЭФТ

Эмоционально фокусированная терапия семьи (ЭФТ) использует определенные техники. ЭФТ родилось при интеграции структурной системной психотерапии Сальвадора Минухина и клиентцентрированной терапии Карла Роджерса. Поэтому техники не играют такой самостоятельной роли как в некоторых других психотерапиях. Более важен терапевтический процесс, терапевтический альянс, качества самого терапевта, в общем, все то, что характеризует терапевтические подходы Минухина и Роджерса. Применение техник само по себе не даст того эффекта, на который эта терапия рассчитана. Тем не менее, эти техники существуют, и я попробую провести их краткий обзор.

  1. Отражение.

Техника известна в экспериентальных (фокусированных на переживании) терапевтических методах. Терапевт возвращает клиенту видение ситуации, подчеркивая наиболее эмоционально значимые, нагруженные слова и фразы.

Техника взята из арсенала Роджерса. В Понимающей психотерапии Василюка есть техника близкая к отражению, кларификация. У Столина описана похожая техника, как техника минимальной эмоциональной поддержки. Задача этой техники поощрить клиента раскрыть подробно описанную им ситуацию, вчувствоваться в нее, поддержать процесс переживания этой ситуации. Отражение фокусируется на предметной, событийной стороне отношений:

Клиент: Когда я пришел домой, жена стала упрекать меня в том, что я совсем не занимаюсь домашними делами. Мы поругались, и я ушел к себе в комнату.

Терапевт: Вы пришли домой, услышали упреки жены, поругались с ней и ушли к себе.

Отражение не просто повторение фразы клиента, а именно отражение событий, о которых говорит клиент через призму восприятия терапевта, взгляд со стороны, но взгляд без привнесения туда чужих оценок, смыслов и интерпретаций.

 

  • Подтверждение.

 

Техника предназначена для признания мыслей и чувств клиента, своеобразное разрешение клиенту на эти мысли и чувства. Эта техника демонстрирует Роджерское принятие клиента. Не одобрение его действий, а именно принятие, понимание, поддерживая процесс переживания, проживания клиентом своих чувств и мыслей.

Клиент: Когда я ушел к себе я никак не мог успокоиться.

Терапевт: Да, в тот момент Вы действительно могли быть так сильно взволнованы.

 

  • Эмпатическое предположение.

 

В ЭФТ фокус направлен на чувства проявляемые клиентами в отношениях друг с другом. Различаются чувства первичные, то, что возникает непосредственно, как эмоциональная реакция на что-либо и вторичные, те, которые клиент научен испытывать в данной ситуации, те которые для него социально разрешены, те которыми он ненамеренно маскирует первичное чувство. Эмпатическое предположение направляет процесс переживания клиента к его чувствам, более к его первичным чувствам, усиливает переживание. В понимающей психотерапии Василюка есть похожая техника, которую он называет эмпатия (эмпатическая реплика). Эмпатическое предположение идет из эмпатической позиции терапевта из его эмоционального вчувствования в то, что говорит терапевт.

Клиент: Я ушел к себе и долго думал. Как же она может так со мной поступать?

Терапевт: Мне кажется, Вы были очень расстроены и обижены на Вашу жену, это так?

Клиент: Да, я просто не мог уснуть.

Терапевт: Правильно ли я понимаю, что Вы очень сильно разозлились?

 

  • Вопросы, извлекающие чувства.

 

В отличие от предыдущей техники, терапевт не предполагает, что происходит с клиентом. Он заметил какую-то его реакцию, либо в процессе рассказа о чем-то, либо в процессе взаимодействия с супругом, супругой на сессии.

Терапевт: Вы сейчас отстранились, когда услышали реплику жены, что Вы почувствовали?

 

  • Усиление.

 

Усиление взято из структурной терапии Минухина. Часто клиент избегает проживание неприятных моментов, уходит от них, старательно не замечает. Усиление призвано сфокусировать внимание на переживании происходящем прямо сейчас, на важном моменте, не терять его из фокуса. Когда клиента спрашивают о чувствах, он, как правило, называет вторичные (социальные) чувства. Усиление позволяет осуществить доступ к чувствам первичным.

Клиент: Да я очень сильно разозлился.

Терапевт: В тот момент, когда Вы очень сильно разозлились на жену, как Вы считаете, какое чувство стояло за этим? Почему Вы разозлились?

Клиент: Я разозлился, потому что она не должна была себя так вести.

Терапевт: Вы разозлились, потому что ее поведение было для Вас как что? Что оно для Вас означало?

 

  • Прочерчивание и отражение циклов взаимодействия.

 

В системной семейной терапии дисфункциональное взаимодействие между супругами рассматривается как последовательность действий, составляющая повторяющийся цикл. Для прояснения этого цикла используется циркулярное интервью, особые вопросы, задаваемые членам семьи, вскрывающие эту последовательность. В ЭФТ вскрываются такие циклы, высвечиваются, делаются понятными для обоих партнеров. Партнеры начинают видеть свои автоматические реакции, видеть, как одно дезадаптивное действие вызывает в качестве реакции другое дезадаптивное действие, видеть, как они сами создают и разыгрывают этот конфликт.

 

  • Переопределение проблем в терминах негативных циклов, связанных с потребностями привязанности.

 

ЭФТ опирается на теорию привязанности Буолби (подробнее написал в статье "Когда и для чего начинать Эмоционально фокусированную терапию семьи") Этот технический прием позволяет супругам лучше понять поведение друг друга, исходя из их потребностей в привязанности, позволяет лучше понять эти потребности. Супруги начинают по новому смотреть на поведение партнера, воспринимая его поведение не как конфликтное, а как запрос помощи, поддержки.

 

  • Разыгрывание взаимодействия

 

Этот технический элемент взят так же у Сальвадора Минухина, там он называется имитация. Взаимодействие супругов происходит прямо на сессии. Они могут демонстрировать это взаимодействие, когда отвечают на вопросы терапевта, когда обсуждают что-то между собой. Когда один из супругов обозначает какое-то сильное чувство, доступ к которому был заблокирован, или формулирует какой-то значимый для себя вывод, определяет важную для себя ценность, терапевт просит прямо сейчас на сессии поговорить об этом с супругом. Терапевт поддерживает в этой беседе выражение чувств, искренность и принятие, разговор в терминах привязанности и прерывает критические высказывания, осуждение, эскалацию. Супруги получают прямо на сессии опыт глубинного и эмоционального, более безопасного общения, который обязательно начинают использовать вне сессии в своей обыденной жизни.

При всей кажущейся технической скудности ЭФТ, по сравнению, к примеру с ОРКТ, или с КБТ Перечисленных техник хватает. Прямо во время сессии между супругами возникает новое, более глубокое и эмоционально открытое взаимодействие, которое и дает самый большой терапевтический эффект. Автор метода Сью Джонсон вслед за Минухиным называет взаимодействие между супругами танец. В терапии супруги учатся танцевать правильно и красиво и танцуют, нарабатывая опыт исцеляющего взаимодействия. Поэтому картинка, которую я вставил в начало статьи показалась мне очень символичной.

Когда и для чего начинать Эмоционально фокусированную терапию семьи

Эмоционально фокусированная терапия семьи основана на учении о привязанности Буолби. Привязанность ребенка к матери формируется в возрасте около года и оказывает влияние на все взаимоотношения, которые человек строит, будучи уже взрослым. Правильно сформированная безопасная привязанность характеризуется тем, что взрослые в отношениях чувствуют себя безопасно для выражения своих эмоций, в то же время, в достаточной степени автономными, чтобы не подвергать сомнению чувства другого в отношения себя. Очень часто встречаются нарушения привязанности. Тревожный или амбивалентный тип привязанности формируется, когда мать демонстрирует недостаток внимания и принятия по отношению к ребенку. Ребенок, что называется, вцепляется в мать, добивается ее внимания, не отпускает. У взрослого это проявляется чрезвычайной зависимостью от близких отношений. Такому взрослому поведение партнера всегда кажется несколько холодным и отстраненным. Он испытывает тревогу и дискомфорт в любом случае уединения партнера.

Другой вид нарушения привязанности – избегающий тип. Он формируется, когда мать проявляет гиперопеку и недостаточно внимательна к сигналам ребенка о нежелании играть, есть или принимать заботу в настоящий момент времени. И дети, и взрослые с таким типом привязанности демонстрируют холодность, избегание, отстраненность, избегают близости. Они чувствуют тревогу и дискомфорт в ситуациях, когда партнер стремиться к близости, к выражению своих чувств.

Как правило, люди с этими видами нарушений привязанности находят друг-друга в браке. Брак позволяет им в лучшей степени реализовывать освоенные в раннем детстве модели поведения по отношению к друг-другу. Но такой брак назвать счастливым трудно, потому что, в нем оба партнера недовольны друг-другом. В такой паре часто возникают конфликты привязанности, конфликты преследования, конфликты избегания.

Существует еще одно, довольно редко встречающееся, но совершенно губительное по последствиям нарушение привязанности - дезорганизованная привязанность. Она формируется либо когда матери не было (ранние детдомовские дети) либо, когда она совсем не участвовала в жизни маленького ребенка. Взрослый с таким типом привязанности в отношениях испытывает постоянный страх отвержения и близости одновременно. Ему крайне трудно формировать отношения с партнером.

Нарушение привязанности поддается коррекции и исправлению. Легче это делать с ребенком в возрасте от года до трех лет, но можно и со взрослыми. Именно этому и служит эмоционально фокусированная терапия семьи. И с детьми и со взрослыми нарушение привязанности возможно исправлять одинаково: созданием такой эмоциональной атмосферы, в которой человек с нарушенной привязанностью будет чувствовать безопасность, принятие, понимание и эмоциональный комфорт. Так как семьи очень часто строятся по принципу дополнения в случае нарушения привязанности, нарушения есть у обоих партнеров, и в результате терапии оба партнера становятся друг для друга эмоционально близкими, но безопасными, понимающими. Естественно качество эмоциональной жизни семьи значительно возрастает.

Терапия занимает примерно 8-20 сессий и проходит через три этапа. На первом выявляются постоянные цепочки взаимодействия, которые приводят к конфликтам, определяются проблемные темы взаимодействия, триггеры конфликта, поведенческие реакции партнеров, которые ведут к эскалации конфликта. Партнеры учатся видеть все эти цепочки, свои и чужие чувства, понимать, что происходит между ними. Снижается напряженность, конфликтность в семье.

На втором этапе партнеры меняют свои стереотипы поведения, учатся реагировать друг на друга по-новому, учатся правильно и доходчиво говорить о своих чувствах, выражать свои потребности, понимать чувства и потребности другого, слушать и слышать другого. Новый опыт объединяет пару, возникает новая более устойчивая и безопасная эмоциональная связь между партнерами.

На третьем этапе партнеры учатся по новому разрешать возникающие конфликтные и острые ситуации. Они приобретают новый опыт безопасного и открытого взаимодействия в случае конфликтов интересов и разногласий.

Как и всякая психотерапия, эмоционально фокусированная терапия семьи не всегда работает. Она плохо подходит для пар, где существует физическое насилие (там сначала требуется индивидуальная работа по контролю агрессии с агрессивным супругом). Она плохо подходит для пар, которые находятся на начальных этапах терапии зависимостей (алкоголизм, наркомания). Эта терапия не очень эффективна, если у одного или обоих партнеров существуют любовные отношения на стороне, и они хотят сохранить их. Наиболее эффективна эта терапия в том случае, если оба партнера признают существование проблемы в их отношениях и хотят двигаться навстречу друг другу, хотят достичь настоящей эмоциональной близости, понимающей, принимающей и безопасной.

Мотивирующая техника Негативный и позитивный сценарий

И снова о мотивации. Это мотивирующая техника, использующая, как отрицательную, так и положительную мотивацию. Техника используется в ориентированной на решение краткосрочной психотерапии. На момент использования уже должны быть сформулированы проблема и цель. Проблема описывает то, чем именно проблемная ситуация не устраивает, цель показывает к чему стремиться вместо этого.

Целей техники несколько. Главная - получить ресурс мотивации, для того, чтобы достигать цели.

Если техника проводится для нескольких пар проблем-целей, то она помогает выбрать наиболее первоочередную и значимую.

Заполняем две таблички сценариев

Негативный сценарий

В первую графу записывается точная формулировка проблемы

Вопросы, при помощи которых заполнять табличку:

  • Представь, что твоя проблема никак не решается и продолжает существовать и дальше. Наступает следующий Новый год. (может быть любое периодическое событие, проходящее похоже одно на другое раз в год) Как Вы его обычно отмечаете? Что существует в твоей жизни в эту дату, если проблема до сих пор не решена? Какие мысли и чувства в этот момент?
  • Прошло 5 лет, и вы снова за праздничным столом. Но твоя проблема не решена. Что в твоей жизни теперь, через 5 лет? Какие мысли и чувства в этот момент, через 5 лет?
  • Прошло 10 лет. Ты снова отмечаешь новый год, вы снова за столом. Но проблема так и не решена. Что нового происходит в жизни на этот момент? Какие мысли и чувства?
  • Какой финал у этой истории, если проблема так и не решена? Представь, что ты когда-то в глубокой старости подводишь итог твоей жизни, какой он будет? Что ты скажешь тогда о своей жизни?
  • Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь об этом всем? Как тебе это будущее?

пример


Позитивный сценарий

В первую графу записывается точная формулировка цели

Вопросы, при помощи которых заполнять табличку:

  • Представь, что твоя проблема решилась, и ты достигла цели. Наступает следующий Новый год. Что существует в твоей жизни в эту дату, если цель достигнута? Какие мысли и чувства в этот момент?
  • Прошло 5 лет, и снова Новый год. Цель уже давно достигнута, что нового в твоей жизни теперь, через 5 лет? Какие мысли и чувства в этот момент, через 5 лет?
  • Прошло 10 лет. Новый год. Проблема решена, и цель достигнута уже много лет назад. Что нового, какие мысли и чувства ты испытываешь через 10 лет?
  • Какой финал у этой истории, если проблема решена и цель достигнута? Снова представь, что ты когда-то в глубокой старости подводишь итог твоей жизни, но теперь проблема решена давным-давно и цель уже достигнута, какой он будет этот итог? Что ты тогда скажешь о своей жизни?
  • Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь об этом сценарии? Как тебе это будущее?

пример

Примечания

  • Начинают с негативного сценария, заканчивают позитивным
  • Обязательно техника не прерывается и заканчивается позитивным сценарием
  • Техника может проводится совместно со смысловыми раскрутками Техника смысловых раскруток

И снова огромная благодарность за технику Людмиле Яковлевой.

Смысловые раскрутки вниз Смысловые раскрутки вверх
Данная техника может выполняться в ориентированной на решение краткосрочной психотерапии, когда проблему переводят в решение. К моменту использования этой техники уже должны быть сформулированы актуальная проблема клиента и цель, которую он хочет достичь в результате терапии. Эта техника работает с мотивацией. Она позволяет клиенту наглядно представить все последствия того, что проблема не будет решена, а так же лучше увидеть выгоды и следствия того, что она будет решена. Техника использует не только положительную, но и отрицательную мотивацию.

Цель техники

Создать мощную мотивацию к изменению.

В технике используют рисование или компьютерную графику, отрисовывая специальные схемы, делающую результат наглядным. Начинают с раскрутки вниз. Вверху листа рисуют прямоугольник, в который вписывают формулировку проблемы. Задают вопросы: «Какие следствия в твоей жизни, в твоих отношениях, на твое состояние имеет проблема? А еще, какие следствия?»

Клиент дает несколько ответов для разных сфер жизни. Ответы зарисовывают прямоугольниками под проблемой, соединяют с проблемой стрелками.

По каждому следствию проблемы спрашивают: «А что будет, если это будет продолжаться и дальше?» Каждый ответ зарисовывают на схеме ниже. Останавливаются, когда доходят до самого катастрофического и самого негативного следствия. Клиент в этот момент должен чувствовать самые негативные эмоции. В результате получается что-то такое:


Очень важно, что записываются формулировки и словами и фразами клиента.

Потом начинают «раскрутку вверх. Схему рисуют на другом листе. Внизу схемы рисуют прямоугольник с формулировкой цели. Задают клиенту вопрос: «Если ты достигнешь своей цели, как это отразиться на твоих мыслях, на твоем поведении, на твоем отношении? А еще как? А еще?». Выше прямоугольника с целью рисуют прямоугольники с ответами. От каждого прямоугольника ведут линию вверх спрашивая: «А что будет если[формулировка на шаг ниже]?» Останавливаются на самых позитивных и самых глобальных следствиях на жизнь клиента. В итоге получается что-то близкое к такому:


Очень важно, чтобы техника начиналась раскруткой вниз и заканчивалась раскруткой вверх. Важно, чтобы техника не прерывалась на раскрутке вниз, раскрутка вверх должна быть обязательно. Важно, чтобы после выполнении техники оставались эмоции от позитивных следствий решения проблемы.

Спасибо за технику Людмиле Яковлевой.

Вчера услышал на консультации примерно такие слова (немного изменил, чтобы было не очень узнаваемо и не выдавало деталей): «Вы помогли мне иначе взглянуть на ситуацию и понять некоторые вещи, в которых я сама себе не признавалась... Внушили какое-то спокойствие и уверенность. Не знаю, как у Вас это получается». Что говорить, приятно. Но я решил написать статью не только чтобы похвастаться. Зацепили слова «Не знаю, как у Вас это получается» и «Внушили».

Наверное, для человека неискушенного, идущего к психологу, консультация или психотерапевтическая сессия выглядит как сеанс волшебства или, по крайней мере, гипноза. Мне хочется немного приподнять покров тайны, а может и самому лучше разобраться.

Когда человек мыслит, а разговор – эта такая форма мышления вслух, он направляет свой ум на что-то конкретное. Ум продуцирует мысли, слова, складывая из них фразы, предложения. Человек технологически конструирует какую-то временную реальность. И эта реальность бесконечна как вселенная. Любое слово связано с образами, образ связан с эмоцией. Слова-образы, создающие эту реальность, соединяются друг с другом через эмоции тысячами нитей смыслов и значений. В итоге каждый раз, когда мы просто говорим или, даже, думаем о чем-то, мы создаем настоящее произведение искусства, потрясающе сложную и многогранную картину. Эта картина воздействует на нас самих. Эмоции, связанные с нашими словами, нами же снова воспринимаются, меняют наше состояние. Образы, связанные друг с другом, осмысляются по новому, меняя наше отношение к только что построенной реальности, к ее отдельным элементам. Эта картина разворачивается одновременно в нескольких психических пространствах. Как говорит Федор Ефимович Василюк, в нескольких жизненных мирах. Жизненные миры, разделяемые по времени: «там и тогда», «здесь и теперь», жизненные миры, разделенные личными границами: «Я», «Не Я». Прошлое, настоящее, будущее, внешнее и внутреннее, мое и не мое, все это выкладывается сложнейшим многомерным узором где-то в волшебном пространстве беседы. Но вот, разговор заканчивается. Только что выстроенная реальность, подобно буддийской мандале из песка сметается метелками,  рассыпается, перестает существовать как целостность. Ум переключается на что-то другое, но остается след от этой уже рассыпавшейся реальности, запечатленной в эмоциональном состоянии, настроении, в новых смыслах и значениях, которые наш ум бережно уложил в мешочки памяти, до следующего раза, для того, чтобы заново извлечь их и использовать в новой мандале, в новой создаваемой реальности нового разговора, в новом процессе мышления. Когда я задумываюсь о сложности и красоте, непостижимой многогранности этого процесса, меня охватывает какое-то почти религиозное чувство. Вот где настоящая магия и настоящее чудо!

Произведения одного автора они всегда чем-то похожи. Со временем у любого художника вырабатывается свой узнаваемый стиль. Когда человек думает и осмысляет, что с ним происходит, осмысляет свою проблему, он раз за разом рисует картины в одном стиле. Система, в которой существует его проблема, репродуцируется снова и снова, раз за разом она повторяется. Снова и снова на полу из песка образов создается одна и та же, или очень похожая  мандала смыслов и значений. Когда беседуют двое, они создают это произведение вдвоем, вместе, по-другому, чем это делает один человек, наедине с собой. Возникает новый узор, этот узор воспринимается, осмысляется по новому, и когда настает время сметать песок, каждый из собеседников уносит в своих мешочках новые смыслы и значения, новые эмоции, новое состояние.

Мандала психотерапевтической беседы строится из «песка» клиента, но строится вместе с ним, а значит по-новому, по-другому. Нас психологов учат, как это делать. И здесь главное не техники, а само собеседование, сама возможность разделить на время сессии с клиентом его творческий процесс мышления, привнести в этот процесс себя. Но, привнося себя, психолог старается не привносить в процесс свое. Клиент не видит в получающейся мандале терапевтической беседы «песка» психолога, но свой собственный песок лежит иначе, и это открывает ему новые возможности преодолеть проблему.

Наверное, все это выглядит как волшебство, как гипноз. «Вы же мне ничего не посоветовали, а я теперь, вдруг, все поняла», «Я не знаю, как Вы это делаете….» и т.п. Правильно говорить: «Мы сделали». А как сделали? Да, мы просто беседовали.