Психотерапия. Фокусирование

meditaciya

Клиент указал проблему: когда он общается с любым авторитетным для себя человеком, он ждет от него нападок, придирок, попыток обесценить его качества и достижения. Автоматически клиент становится агрессивным, стремится спорить, отрицать сказанное этим человеком. Данное поведение клиент считает неадекватным и неправильным, хочет его изменить, но это плохо получается.

В ходе сессии клиент и терапевт обсуждают проблему, ее понимание клиентом, то, как это происходит. В какой-то момент сессии:

Т: Что происходит с вашим телом, когда вы начинаете злиться и проявляете агрессию?

К: (прислушивается к себе, после паузы) Я чувствую, как поднимается давление, энергия идет вверх….

(пауза)

Очень странное ощущение. Когда энергия идет вверх, она словно бы проскакивает место, где сердце. Там должно быть  что-то, какая-то эмоция, а там ничего… Пустота.

Т: А что это за пустота.

К: (Снова прислушивается к себе) Не знаю, там словно бы дырка, что-то должно быть, а этого нет.

Т: Прислушайтесь к этому ощущению, побудьте с ним немного.

(пауза)

К: Там страх. Дикий панический страх.

Т: А что это за страх?

К: Это страх, как у маленького ребенка, что его не принимают, отвергают, что он не должен жить.

Т: А что это за маленький ребенок?

К: Это я сам маленький, в раннем детстве. Меня ругает мама, и я боюсь, что меня отдадут, бросят.

Здесь, в целом случайно, произошел момент фокусирования на смутном неясном ощущении, которое возникло при представлении проблемной ситуации. Терапевт не вызывая фокусирование специально, но обращая внимание клиента на ощущения, и клиент, будучи человеком чувствительным и прислушивающимся к своим ощущениям, вызвали к жизни некоторый процесс, который привел к существенному продвижению.

Автор метода фокусирования Юджин Джендлин говорит, что эффективная психотерапия происходит в результате процесса переживания, в котором нечто неясное, смутное обретает свои черты, переживание порождает и приобретает новое содержание, которое переструктурирует внутренний мир человека, ведет к существенным изменениям. Есть специальный технический прием фокусирование, способствующий преобразованию таких смутных неясных ощущений в новое содержание.

Джендлин говорит о том, что фокусирование доступно не для всех, но ему можно научиться. Необходимым условием является способность чувствовать свое тело, чувствовать отдельные элементы своего тела. Помочь овладеть этой способностью могут предварительные упражнения, когда пытаются вчувствоваться в отдельную часть тела, например палец ноги, потом в отдельный орган. Если ощущения не приходят сразу, можно пошевелить чувствуемой частью тела, тем же пальцем ноги, например.

Когда выработана устойчивая способность чувствовать тело, то можно проводить фокусирование, которое в теории Джендлина разбивается на шесть этапов:

  • Очищение пространства.

В теле содержится множество ощущений связанных с разными вещами. Они могут мешать выделить нужное. Внимание направляется на грудную клетку и желудок. Задается вопрос: все ли в порядке в моей жизни сейчас. Если возникают какие-то неприятные ощущения: есть ли этому название? Можно ли отложить это до следующего раза (указывается срок)? Ощущения исчезают или становятся более приятными. Этап считается завершенным, если ощущения в грудной клетке и желудке нейтральные на все, что не связано с прорабатываемой проблемой.

  • Фокусирование на чувственном ощущении, связанном с проблемой.

Нужно направить свое внимание на желудок и грудную клетку и сосредоточится на проблеме. Возможно представить себе свои реакции при проблеме, ситуацию. Если это самая значимая и важная проблема, то можно задать вопрос, как и на первом этапе: все ли в порядке в моей жизни? При этом важно не напрягаться, просто расслаблено чувствовать свое тело. При этом возникают неясные и неотчетливые ощущения. Эти ощущения легко не заметить, они кажутся неважными и незначительными.  При возникновении такого ощущения, надо постараться удерживать внимание на грани этого ощущения какое-то время, около минуты.

  • Ключевое слово.

Нужно назвать это ощущение словом, в полной мере передающим качество этого ощущение. Например, «липкое», «пустота», «действующее на нервы» или «ветер свистит».

  • Резонанс с ключевым словом.

Если ключевое слово подобрано правильно, приходит чувство облегчения. Можно проверить его вопросами, периодически повторяя ключевое слово и проверяя реакцию тела. Облегчение может наступать на каждый задаваемый вопрос и произнесение ключевого слова. Оно словно бы находится в резонансе с ощущением.

  • Задавание вопросов.

На этом этапе пытаются больше разузнать об испытываемом ощущении. Задают вопросы: что можно сказать о (ключевое слово)? После вопроса, прислушиваются к ощущению в теле в течении минуты. Может прийти ответ, содержащий нечто важное для решения проблемы.

  • Принятие.

Что бы ни пришло в качестве ответов на вопросы, важно принимать это, не отрицая, не защищаясь, даже если этому нет объяснений, просто принять как некоторый факт, возможно не имеющий отношения к проблеме или к человеку. Объяснения могут возникнуть позже. Отрицание и защиты прервут процесс фокусирования.

В терапии, в любом методе терапии можно в любой момент столкнуться с неясными неопределенными ощущениями. Фокусирование может существенно продвинуть терапию вперед.

Добавить комментарий