Некоторые техники Краткосрочного Позитивного консультирования

 

%d0%b8%d0%bd%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8bКраткосрочное Позитивное консультирование (SFBT), является эффективным методом психотерапии, позволяющим оказать значимую помощь клиенту в решении его проблемы  за короткое число сессий (по словам одного из авторов метода Стива де Шейзера за четыре с половиной встречи). Какими же техническими средствами достигается столь впечатляющий результат? Владимир Антонович Доморацкий в своей книге приводит несколько техник, используемых в Краткосрочном Позитивном консультировании:

1.      Волшебная палочка.
Терапевт задает вопросы: «Если бы у меня в руке была волшебная палочка, и я взмахнvл бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?»
2.      Воспоминания из будущего.
«Итак, предположим, мы встретились через год и этой проблемы больше не существует. Опишите, как теперь выглядит Ваша жизнь?»
«Давайте пофантазируем. Мы в будущем, проблемы давно не существует. Мы случайно встретились, и я интересуюсь тем, как Вы поживаете. Что Вы мне рассказываете о своей жизни? Затем я спрашиваю, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что Вы отвечаете?».
3.      Работа с объяснениями.
«Какое самое необычное объяснение проблеме Вы можете придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?». Психотерапевт в разговоре избегает согласия или несогласия с объяснениями клиентов. Это достигается с помощью мета-вопросов: «Итак, Вы думаете, что причина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?».
4.      Ревизия прошлого.
«Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека или делают его слабее?»
5.      Маленькие ступеньки большой лестницы.
«Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу перепрыгнуть через целый лестничный пролет, то, вероятно, просто разобьемся. Но если переходить со ступеньки на ступеньку, мы сможем спуститься по лестнице без проблем. Могли бы вы разбить весь путь решения на ступеньки?»
6.      Линия проблемы.
«Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение вещей, а в конце – самое лучшее. Где вы находитесь сейчас? Вы прошли уже большую часть пути. Это немало!» Что надо сделать, чтобы продвинуться на шаг вперед?»
7.      Ступени достижений.
«Предположим, что Вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится Ваша цель? Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей. Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета. А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?».
8.      Проверка будущим.
«Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)? …Теперь представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь: через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?»
9.      Чувство динамики.
«Вы уже достигли многого: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – обратился за психологической помощью».
10.  Незамеченный ресурс.
«На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как Вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло Вам?».
11.  Сплетня о проблеме.
«Если бы о Вашей проблеме сейчас рассказывали Ваши жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?»
12.  Театр в табакерке.
«Если бы Вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что Вы видите?».
13.  Проблема как друг.
«Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?»
14.  Совет другу.
«Если бы такая проблема была у Вашего друга, что Вы бы ему посоветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»
15.  Вторая сторона медали.
«Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в Вашем нынешнем положении?»
16.  Фокусирование на прогрессе.
«Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?»
17.  Использование случайностей.
«Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова Ваша роль в этих «случайностях».
18.  Признание вклада других лиц.
«Предположим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Что бы Вы сказали каждому из них? Когда Вы достигнете своей цели, кого еще кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваше достижение?».

29-30 октября 2016 года в Москве пройдет двухдневный семинар, посвященный этому методу, который проведет Юрий Анатольевич Ионов, представитель «Питерской школы КПК»

Больше информации о семинаре и Краткосрочном Позитивном консультировании вы можете получить на информационной страничке семинара по КПК: http://psychomar.ru/seminar-kpk/

Приходите, будут отрабатываться конкретные технические приемы, а так же стратегия и схема работы.

Добавить комментарий