С кем мы разговариваем в психотерапии

PodsoznanieЭта тема навеяна дискуссией об уместности обращения «ты» или «вы» во время психотерапии. Обращение – это мощный инструмент, но чем он управляет и как его использовать?

Человек растет и меняется. Но то, каким он был, остается где-то внутри него, живет своей отдельной жизнью. Это находит свое отражение в теории Берна о позициях взрослого, ребенка и родителя, в концепции субличностей, в теории жизненных миров Василюка, когда каждый новый жизненный мир формируется на основе старого, при этом старый сохраняется. Мне представляется это так, словно бы вокруг младенца формируется маленький ребенок, вокруг ребенка школьник, вокруг школьника подросток и т.п. Может подобная «матрешка» устроена более сложно или просто, соответствует или не соответствует психологическим возрастам, не знаю. Но каждый «внутренний» человек сохраняется, не растворяется окончательно в более «внешнем». Иногда он становится активным, получает доступ к сознанию и тогда взрослый человек начинает дурачиться, играть в детские игры, переживать подростковые или детские проблемы.

Некоторые люди более интегрированы и цельны, тогда эти переходы от одной внутренней сущности к другой менее заметны. Иногда они менее интегрированы, или существуют в их личной истории психические травмы, якоря, «зависания» и переход со стороны виден более отчетливо и четко.

«Вовка! А пойдем в клуб, оторвемся по полной!» И голос повыше. К кому это обращение? Как минимум, к внутреннему подростку. И если попасть в его, внутреннего подростка словарный запас, в эмоциональный окрас слов, внутренний подросток активизируется, занимает сознание, появляется задор, озорство, приподнятое настроение и умудренный сединами Владимир Сергеевич несется на своем Ауди или Мерсе в клуб. «Владимир Сергеевич, можно вас на минуточку, у меня к вам важный разговор есть». Голос при этом низкий и глубокий. И Владимир Сергеевич, подбирается, лицо становится серьезным. Он взрослый и ответственный начальник готовый решать проблемы. Этим приемом пользуются хорошие учителя в школе, когда обращаются подобным образом к ребенку. И в ребенке отвечает только начинающий формироваться взрослый, которому нравится быть ответственным, думающим, значимым. Жена Владимира Сергеевича тоже интуитивно очень хорошо понимает, к какому Вовочке и когда обращаться. Где прикоснуться, погладить, приобнять. Голос при этом может меняться, может даже появиться материнское лопотание при общении с малышом. И грозный Владимир Сергеевич плывет, тает. В нем просыпается младенец прекрасно умеющий разговаривать языком прикосновений, чувствующий и открытый.

Некоторые люди зависают в определенной возрастной роли. Это иногда странно смотрится, когда пожилой человек, вдруг представляется в незнакомой компании Сашенька Этипундов (имя и фамилия не имеет отношения ни к одному реальному человеку, я ее придумал). Некоторые пользуются своей формой представления или проявлением какой-то своей возрастной роли, осознано или неосознано, для достижения какого-либо эффекта в общении.

Думаю, что форма обращения очень важна в психотерапии. Работая с событиями в личной истории клиента, иногда важно обращаться к той его части, что была активной тогда. Обращение к этой части, форма обращения, голос, интонация, пробуждает и активизирует эту часть, человек получает доступ к тем, ранним своим чувствам, эмоциям. На сессии клиент выражает свои эмоции, иногда даже плачет, и как мне представляется важно отвечать той части клиента, которая в этот момент активна на ее языке и ее интонациями. Меняя форму обращения, можно выводить на передний план разные Я клиента, что тоже очень полезно.

Добавить комментарий