Симон Фритц, Рех-Симон Кристель, представители системной психотерапии, опубликовали список вопросов для первого интервью. В вопросах угадывается интеграция Миланской школы, стратегического направления системной семейной терапии, так же ОРКТ. Каждый вопрос строго подчинен конкретной цели, решает конкретные задачи. Конечно, чтобы это использовать, хорошо бы понимать цели и задачи, разделять подход авторов.
- Выяснение контекста направления
- Когда возникла идея пойти на (эту) терапию? Как выглядела на тот момент жизненная ситуация пациента (семьи)? Какие изменения внутри или вне семьи можно связать по времени с возникновением этой идеи?
- Чья это была идея? Как было принято решение пойти на терапию? Какие надежды клиенты возлагают на терапию?
- Как был выбран терапевт? Почему именно эта клиника (этот терапевт)? Какой предварительной информацией о нем (его учреждении) обладают клиенты и от кого они ее получили?
- Были ли или есть в семье те, кто настроен скептически по отношению к терапии? В чем заключаются их возражения, сомнения, опасения?
- Есть ли у клиентов предыдущий опыт терапии? Если да, то какие параллели можно провести между нынешней и тогдашней ситуацией?
- Что терапевт обязательно должен делать так же, как предыдущий терапевт или совершенно иначе, чем предыдущий терапевт?
- Конкретизация цели
- Если цель терапии будет достигнута, то кто и по каким признакам это заметит? Тогда скорее будет делаться что-то, чего не делалось раньше, или не будет делаться что-то, что раньше делалось?
- Кого — активно или пассивно — затронет это изменение?
- Какие формы их поведения тогда изменятся?
- Для кого эти изменения позитивны, а для кого негативны?
- Для кого и в чем состоит позитивное или негативное значение изменения? Как выглядят расчеты затрат и эффективности для разных клиентов?
- Что участники пытались делать до сих пор, чтобы достичь этой цели?
- Что оказалось наиболее (наименее) эффективным?
- Достигалась ли цель или сопоставимое с этим состояние когда-нибудь раньше?
- Если да, то как выглядели условия — в частности: что конкретно делали клиенты? Что делали другие?
- Если нет, то откуда они знают, что эта цель вообще достижима?
- Как клиенты объясняют себе то, что цель до сих пор не была достигнута ими самостоятельно?
- Каковы стоящие за этим базовые предположения о том, как устроен мир, и, в частности, как функционирует межличностное взаимодействие и коммуникация?
- Каковы те базовые ценности, на которые ориентируются клиенты?
- Какими возможностями влияния обладают клиенты?
- Кто и что мог бы сделать, чтобы не допустить изменений в желаемом направлении? Или еще жестче: чтобы аннулировать их, если цель будет достигнута?
- Кто и как мог бы усугубить проблему (ситуацию), если бы ему пришлось это сделать?
- Какие меры зарекомендовали себя в прошлом (как в плане позитивного, так и в плане негативного эффекта)?
- Какие явные или тайные ожидания, надежды и опасения направлены на терапевта?
- Что мог бы сделать терапевт, чтобы достижение цели стало более вероятным?
- Что мог бы сделать терапевт, чтобы достижение цели стало скорее невероятным?
- Какое предложение отношений содержится в этих желаниях?
- Не направлена ли отведенная терапевту функция на других лиц (членов семьи, соседей и т.д.) или направителя (например, суд, который обязал пройти терапию)?
- Гипотетические вопросы о будущем
- Если бы терапевтов не существовало, что тогда было бы дальше?
- Кто из членов семьи, скорее всего, мог бы взять или взял бы на себя отведенную терапевту функцию?
- Если цель терапии не будет достигнута, что тогда будет дальше?
- Временные перспективы
- Сколько времени, с точки зрения клиентов (направителя), предположительно пройдет, прежде чем цель сможет быть достигнута?
- Как меняется временная перспектива в зависимости от того, будет цель достигнута (преследоваться) с участием терапевта или без участия терапевта?
- Вопросы о нейтральности
- Был ли терапевт, по ощущению разных участников сессии, нейтрален?
- Если возникло ощущение, что терапевт не был нейтрален, то в каком отношении он утратил нейтральность: в отношении людей, в отношении изменения, в отношении определенных конструкций действительности?
- Подготовка заключительного комментария
- Есть ли важные темы, которые до сих пор не были затронуты?
- Если у терапевта во время сессии появились интервенционные идеи для домашнего задания или что-то подобное, то кто как отреагировал бы на такое предложение?