Шпаргалка вопросов терапевта

Симон Фритц, Рех-Симон Кристель, представители системной психотерапии, опубликовали список вопросов для первого интервью. В вопросах угадывается интеграция Миланской школы, стратегического направления системной семейной терапии, так же ОРКТ. Каждый вопрос строго подчинен конкретной цели, решает конкретные задачи. Конечно, чтобы это использовать, хорошо бы понимать цели и задачи, разделять подход авторов.

  • Выяснение контекста направления
  • Когда возникла идея пойти на (эту) терапию? Как вы­глядела на тот момент жизненная ситуация пациента (семьи)? Какие изменения внутри или вне семьи можно связать по времени с возникновением этой идеи?
  • Чья это была идея? Как было принято решение пойти на терапию? Какие надежды клиенты возлагают на терапию?
  • Как был выбран терапевт? Почему именно эта клиника (этот терапевт)? Какой предварительной информацией о нем (его учреждении) обладают клиенты и от кого они ее получили?
  • Были ли или есть в семье те, кто настроен скептически по отношению к терапии? В чем заключаются их возра­жения, сомнения, опасения?
  • Есть ли у клиентов предыдущий опыт терапии? Если да, то какие параллели можно провести между нынешней и тогдашней ситуацией?
  • Что терапевт обязательно должен делать так же, как пред­ыдущий терапевт или совершенно иначе, чем преды­дущий терапевт?
  • Конкретизация цели
      Если цель терапии будет достигнута, то кто и по каким признакам это заметит? Тогда скорее будет делаться что-то, чего не делалось раньше, или не будет делаться что-то, что раньше делалось?
  • Кого — активно или пассивно — затронет это изменение?
  • Какие формы их поведения тогда изменятся?
  • Для кого эти изменения позитивны, а для кого негативны?
  • Для кого и в чем состоит позитивное или негативное значение изменения? Как выглядят расчеты затрат и эф­фективности для разных клиентов?
  • Что участники пытались делать до сих пор, чтобы достичь этой цели?
      Что оказалось наиболее (наименее) эффективным?
  • Достигалась ли цель или сопоставимое с этим состояние когда-нибудь раньше?
  • Если да, то как выглядели условия — в частности: что конкретно делали клиенты? Что делали другие?
  • Если нет, то откуда они знают, что эта цель вообще достижима?
  • Как клиенты объясняют себе то, что цель до сих пор не была до­стигнута ими самостоятельно?
      Каковы стоящие за этим базовые предположения о том, как устроен мир, и, в частности, как функцио­нирует межличностное взаимодействие и коммуника­ция?
  • Каковы те базовые ценности, на которые ориентируют­ся клиенты?
  • Какими возможностями влияния обладают клиенты?
      Кто и что мог бы сделать, чтобы не допустить изменений в желаемом направлении? Или еще жестче: чтобы анну­лировать их, если цель будет достигнута?
  • Кто и как мог бы усугубить проблему (ситуацию), если бы ему пришлось это сделать?
  • Какие меры зарекомендовали себя в прошлом (как в плане позитивного, так и в плане негативного эффекта)?
  • Какие явные или тайные ожидания, надежды и опасения направ­лены на терапевта?
      Что мог бы сделать терапевт, чтобы достижение цели стало более вероятным?
  • Что мог бы сделать терапевт, чтобы достижение цели стало скорее невероятным?
  • Какое предложение отношений содержится в этих жела­ниях?
  • Не направлена ли отведенная терапевту функция на других лиц (членов семьи, соседей и т.д.) или направителя (например, суд, который обязал пройти тера­пию)?
  • Гипотетические вопросы о будущем
      Если бы терапевтов не существовало, что тогда было бы дальше?
  • Кто из членов семьи, скорее всего, мог бы взять или взял бы на себя отведенную терапевту функцию?
  • Если цель терапии не будет достигнута, что тогда будет дальше?
  • Временные перспективы
      Сколько времени, с точки зрения клиентов (направителя), предположительно пройдет, прежде чем цель смо­жет быть достигнута?
  • Как меняется временная перспектива в зависимости от того, будет цель достигнута (преследоваться) с участием терапевта или без участия терапевта?
  • Вопросы о нейтральности
      Был ли терапевт, по ощущению разных участников сес­сии, нейтрален?
  • Если возникло ощущение, что терапевт не был нейтра­лен, то в каком отношении он утратил нейтральность: в отношении людей, в отношении изменения, в отноше­нии определенных конструкций действительности?
  • Подготовка заключительного комментария
      Есть ли важные темы, которые до сих пор не были за­тронуты?
  • Если у терапевта во время сессии появились интервен­ционные идеи для домашнего задания или что-то по­добное, то кто как отреагировал бы на такое предложе­ние?

Добавить комментарий