Выявление когнитивных искажений

Для когнитивных процессов пациентов, страдающих психиатрическими рас­стройствами, характерны систематические негативные искажения (Beck, 1976).

Типичные ошибки мышления:
  • Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное -белое, плохое -хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник".

  • "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исхо­дов.

Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".

  • Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло".

  • Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только по­тому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по -прежнему чувствую себя не­удачником".

  • Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками се­бя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: "Я неудачник", "Он зануда".

  • Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преуве­личением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".

  • Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.

Пример: "Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетель­ствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться".

  • "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и от­каз принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".

  • Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходя­щих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знако­миться с людьми".

  • Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что -то не так".

  • Долженствование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведе­ние. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу.

Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".

  • Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно крити­кует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".

Добавить комментарий