Клиент часто приходит в психотерапию с каким-то симптомом, который ему мешает. Как правило, он осознает мешающие следствия своего симптома, потому что они проявляются в его жизни, даны ему непосредственно, так сказать, в ощущениях. Сам симптом убрать легко. Например, тревога. Тревога очень частый и распространенный симптом. Тревога сопровождает очень многие процессы. Часто тревога мешает. Она даже переживается негативно, как неприятное чувство, состояние. Для снятия тревоги существует огромное количество способов, и все они в той или иной степени работают. Я собрал и продолжаю собирать коллекцию техник для снятия тревоги. (https://www.b17.ru/selected/368/ - подборка статей). Но эффективных, работающих техник по снятию тревоги великое множество, так что в этой теме писать статьи, можно очень и очень долго. Еще раз подчеркну, снять тревогу можно, и делается это относительно легко. Помогает ли это?
Клиенту становится легче, помогает. Но тревога всего лишь симптом, как пар кипящего чайника. Она возникает из-за чего-то еще. Симптом совершает определенную работу, выполняет какую-то функцию в жизни человека. Эта функция реализует что-то важное в его жизни. Если просто убрать симптом, то либо «сломается» важная функция, т.е. человеку станет хуже в какой-то сфере его жизни, либо возникнет какой-то новый симптом, либо, и это более вероятно, старый симптом вернется через какое-то время.
Поэтому, определению функции симптома уделялось и уделяется довольно много внимания. Знаешь функцию, можно ее улучшить, заменив симптом на что-то другое, более экологичное для клиента, или даже работать более глубоко с причинами самой этой функции. Сложность в том, что, почти всегда, причины симптома, его функция не осознаются. Гипнотерапевт Лесли Ле Крон создал классификацию причин симптомов. Он сделал это в прагматичных терапевтических целях: используя определенную технику, так проще было определять, к какому классу причин относятся причины симптома клиента, чтобы потом с этим было проще работать в терапии. Но данная классификация полезна и более широко. Можно самостоятельно начать искать причину. Главное даже то, что смотря на эти причины можно задуматься о том, а какая причина моего симптома? Итак, причины по Ле Крону:
Снятие напряжения внутреннего конфликта. Есть противоречивые желания или потребности, словно бы одна часть «Я» клиента хочет одно, другая – другое, противоречащее первому.
Достижение вторичной выгоды. При помощи симптома, клиенту удается приносить себе пользу в чем-то еще.
Чье-то (в том числе самого клиента) внушение. Чьи-то слова, когда-то были услышаны и восприняты как внушение, после были забыты, но продолжают работать в качестве внушения и теперь.
Язык тела. Симптом выражает какое-то внутреннее эмоциональное состояние, которое по-другому, клиент выражать не умеет.
Идентификация с кем-либо. Человек очень часто старается быть похожим на кого-то. В частности, идентифицируясь, человек учится чему-то. Иногда, идентифицируясь с кем-то, клиент перенимает чужой симптом.
Нежелание идентификации. Здесь, наоборот, симптом создает явное отличие от того, с кем клиент находит себя похожим, но не хочет на него походить.
Наказание себя. Человек считает себя нарушающим какой-то свой важный принцип. Наказывая себя за это, он словно бы разрешает себе жить дальше, получает внутреннюю индульгенцию, на столь серьезное для него нарушение.
Наказание другого. Симптом, проявляясь у клиента, делает жизнь другого существенно хуже.
Воспроизведение прошлого опыта. Прошлый опыт, особенно травматичный, может воспроизводиться снова и снова.