Известно знаменитое наведение Милтона Эриксона методом сенсорной перегрузки в пространстве.
В комнате 4 стула, на стульях Эриксон, секретарша, доктор Г.
Эриксон, обращаясь к секретарше: «Я хочу рассказать доктору Г. кое-что о географии. И мне нужна ваша помощь. Вы должны сидеть там, где вы находитесь, постоянно, постоянно, постоянно не двигаясь. Доктор Г. будет смотреть на вас, и я тоже. Я хочу, чтобы вы знали, что этот стул, на котором вы сидите для вас – тут, а тот – там, но для доктора Г. этот стул – там, а этот – тут. Но когда мы перемещаемся по квадрату, я нахожусь тут, а вы – там. Но вы знаете, что вы находитесь тут, а я – там. И мы знаем, что этот стул и доктор Г. находится там, но он знает, что он тут, а вы – там, и мы знаем, что тот стул и доктор Г. находятся там, но он знает, что он тут, а вы – там, и тот стул – там, и я там, и он и я знаем, что вы и тот стул там, как и вы знаете, что я – тут, а доктор Г. и тот стул – там, но вы знаете, что доктор Г. знает, что он тут, а вы там, и что этот стул – там, и что я, который – тут, в действительности – там. И если бы этот стул мог думать, он бы знал, что вы – там, и доктор Г. и я, мы оба думаем, что мы тут, но мы знаем, что вы там, даже если вы думаете, что вы тут. Так, что трое из нас знаем, что вы там, хотя вы думаете, что вы тут. Но я – тут, и вы – там. И доктор Г. думает, что он тут, но мы знаем, что он – там. И он знает, что вы там, в то время, как он – тут.»
Если вы внимательно прочитали предыдущий абзац и все еще здесь, все еще готовы читать дальше, у вас очень хорошее чувство контроля. Что произошло в той комнате. Доктор Эриксон использовал такое качество человеческой психики, как воображение. Эриксон попеременно предлагал всем присутствующим представлять пространство комнаты с позиции разных стульев, чем вызвал глубочайшую диссоциацию, заключающуюся в одновременном существовании в одном сознании четырех пространственных моделей комнаты. Как итог - глубочайший транс.
В системной семейной терапии есть такой инструмент как циркулярное интервью. Предполагается, что симптом существует не сам по себе, а в циркулярной цепочке взаимодействий между членами семьи. Эти взаимодействия связаны в определенный круг действий, который вызывает и поддерживает симптом. В циркулярном интервью делается несколько вещей: во-первых, устанавливается вся цепочка взаимодействий; во-вторых при помощи обращений к разным участникам этих взаимодействий выясняется, как действия одного лица выглядят в глазах другого. Например: «Как Вы считаете, Ваш муж, приходя домой, действительно не хочет с Вами общаться, когда проходит к себе в комнату? Почему?», - или: «Если бы Ваш муж хотел сделать так, чтобы Вы с ним совсем не разговаривали в этот вечер, то что бы он мог для этого сделать самое эффективное?». Все эти «Если…», «Как если бы…», представления о поведении, мыслях, мотивах другого они создают в сознании альтернативную картину, включают стереоскопическую картину мира, способствуют изменению картины первоначальной, единственной, которая «работает» на симптом, на его поддержку.
Если вернуться к «географическому» трансу Милтона Эриксона. Эриксон использовал транс, чтобы изменения, которые могут произойти, происходили быстрее и легче, потому что в трансе психика подвижна и пластична. Так и циркулярное интервью создает определенную пластичность картины мира, позволяет этой картине легче и быстрее меняться.
Приведу пример трансформации циркулярного интервью в горячо любимой мной Ориентированной на решение краткосрочной терапии. В ней легко угадывается и Эриксон и Миланская школа системной семейной терапии, из которых она собственно и произошла.
«Представьте себе, что ночью, когда Вы спали, произошло чудо, и та проблема, которая Вас беспокоит, она разрешилась самым наилучшим способом. Но проснувшись, вы этого не знали, потому что этой ночью Вы крепко спали. Как Ваша жена, которая так же как и Вы крепко спала, узнала бы о том, что Ваша проблема разрешилась? Что бы она увидела тогда в Вашем поведении? Что бы она подумала об этом, и как бы она к этому отнеслась?»