Я пытаюсь понять, о чем писать статьи, и как заинтересовать потенциального клиента чем-то в этих статьях, так, чтобы он пришел ко мне на консультацию или на психотерапию. Естественно спрашиваю мнения. Вот одно из мнений: «Хочу видеть в статьях то, что я прям сейчас могу применить на себе, я не подписываюсь в ИГ просто на красивые профили с тортами, я подписываюсь на красивые профили с тортами, но они обязательно должны содержать в себе крутые рецепты!». Меня этот отзыв глубоко «зацепил».
С одной стороны, все понятно, читатель психологических статей ищет в них рецепты для себя, для того чтобы можно было прочитав статью, отправиться на свою психологическую кухню и быстро выпечь свой психологический тортик, радуясь и восторгаясь новому знанию и умению, а еще тому, какой замечательный тортик получился, и как легко проблема отступила. С другой стороны, я как психолог, психотерапевт, знаю, что психотерапия так не работает. Психотерапия может быть разной, но даже, если психотерапия – это обучение техникам, то это такое обучение, которое не осуществляется простой передачей информации об определенном упражнении, или определенной психотехники.
Если даже говорить об обучении, выделяют четыре уровня обучения. На первом уровне человеку достаточно прослушать лекцию (прочитать статью, книжку и т.п.). В результате он имеет некоторое представление. Он знает, где искать недостающие знания по теме. На втором уровне требуется семинарский тип обучения, с обсуждением, с вопросами и ответами на них, с выполнением определенных заданий на усвоение. Считается, что прошедший такое обучение, может применять свои знания к жизненным ситуациям. На третьем уровне обучения учатся практическим навыкам, отрабатывают их в ситуациях максимально приближенных к жизненным. Применительно к психологии это всевозможные мастер-классы, студии и т.п. Считается, что человек пройдя такое обучение, может использовать навык в ситуации близкой к той, что отрабатывалась в обучении. Четвертый уровень обучения – творческий. Пройдя его, обученный человек может применять психотехнику в разных жизненных ситуациях, придумывая новый и правильный способ, как это сделать. Учат на четвертом уровне строго индивидуально, учат уже не применению навыка непосредственно. Учат правильно учиться применять этот навык в жизни. На четвертом уровне меняется мышление, эмоциональное реагирование в той области, которая касается применения навыка. Обучающие фразы четвертого уровня это не: «Сделай то-то и то-то», А: «Почему ты сейчас хочешь сделать то-то и то-то?» Формы обучения здесь супервизия, индивидуальная консультация, т.е. живой непосредственный диалог одного человека с другим. Именно творческий уровень обучения требуется для психотехник, ибо одна жизненная ситуация не похожа на другую, каждый раз надо придумывать какой-то новый вариант психотехники, творчески меняя и адаптируя какие-то ее отдельные детали.
Из сказанного вытекает следующее. Если Вы прошли творческий уровень обучения по психотехникам и умеете придумывать их наиболее правильное применение в жизни, можно прочитать статью, и этого может быть достаточно. Но если нет? Нужно непосредственное живое общение с «учителем». Хорошая хозяйка, не один год обучавшаяся еще у мамы печь тортики, может вычитать рецепт в журнале, пройти на свою кухню, где ею любовно собраны разнообразнейшие кухонные инструменты, и испечь новый, вкусный и красивый тортик. Хозяйке, не знающей, как правильно подходить к плите, не поможет даже очень хорошее описание в журнале.
Психотерапия, это не совсем про обучение. Психотерапия это еще и про то, что происходит между двумя, между терапевтом и клиентом. А происходит там очень многое, чему часто и названия то нет. Однажды Милтон Эриксон, а он принимал у себя дома, подошел к своей уже взрослой дочери и сказал:
- Сейчас придет клиент, он опасен, бери свою дочь, и идите во внутренние комнаты.
- Папа, как ты это чувствуешь?
И в этот момент, Бэтти Эриксон почувствовала абсолютный ужас. Милтон сказал:
- Вот так я это чувствую.
Большинство из нас психологов – не Милтоны Эриксоны, но все равно между нами и клиентом происходит на сессии много того, что нельзя описать в статье. Это надо чувствовать, переживать, ощущать.
Пропасть между статьей с определенной психотехникой и терапевтической сессией гораздо больше, чем между первым лекционным и четвертым творческим уровнем обучения. Если то, что Вы вычитали, помогает Вам решить Вашу проблему, очень хорошо. Можно сказать, что Вы справились самостоятельно. Но если Вы раз за разом ищете все больше и больше информации по Вашей проблеме, читаете одну статью за другой, пробуете один рецепт психологического тортика за другим, а проблема никак не решается, вместо тортиков выходят пригоревшие коржики, обращайтесь к психологу. Вам просто требуется другой уровень получения знаний и навыков, другой уровень взаимодействия с самим собой.