Кризис – очень емкое и фундаментальное для практической психологии понятие. Кризис означает невозможность жить как раньше, означает необходимость меняться. Кризисное состояние может быть мучительным; оно, по крайней мере, болезненное, трудное. Но через кризис жизнь человека меняется. Новые горизонты развития, саморазвитие, новый уровень отношений с жизнью, даже отношений с другими людьми, наступает для человека через кризис.
Есть разные жизненные кризисы. В психологии развития говорят о нормативных кризисах, т.е. таких, которые вызваны закономерными жизненными процессами, и которые претворяют новые этапы возрастного развития. Есть кризисы ненормативные, связанные с необязательными, но очень важными событиями в индивидуальной жизни человека: смерть близкого, тяжелая болезнь, инвалидность и др.
Роберто Ассоджиоли основатель психосинтеза говорит об особых кризисах, кризисах духовного развития. Под духовным понимается не только и не столько религиозное, сколько все относящееся к ценностям, более высоким, чем обычные: этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические. Согласно Ассоджиоли человек состоит из разных уровней бессознательного, сознания и «Высшего Я». Цель развития – постижение, осознание своих частей и интеграция в гармоничное органическое единство под руководством своего «Высшего Я». Этот процесс интеграции (трансформации по Ассоджиоли) разбивается на стадии, разделяемые особыми кризисами. И как всякие кризисы, они могут сопровождаться различными умственными, эмоциональными и даже психическими расстройствами. Эти кризисы: кризис, предшествующий духовному пробуждению; кризис, вызванный духовным пробуждением; реакция, связанная с духовным пробуждением; фазы процесса преобразования.
Кризис, предшествующий духовному пробуждению. В этот кризис вступает человек, единственной реальностью которого является видимый и осязаемый физический мир. Кризис наступает после череды разочарований, после шока от смерти близкого, но иногда и без всякое видимой причины. Его характеризует ощущение нереальности и пустоты обыденной жизни, утраты смысла повседневных и обыденных дел. Это ощущение нарастает и приводит к различным невротическим, иногда, психотическим, психосоматическим расстройствам. Этот кризис вызывает конфликт между разными аспектами личности с одной стороны и стремлениями морального, религиозного, гуманистического или духовного характера с другой. Разрешается этот кризис духовным пробуждением человека, раскрытием «канала» между сознательным и сверхсознательным уровнем, между «Я» и Самостью. Внутренний конфликт в этот момент исчезает, и человек чувствует реальное облегчение.
Кризис, вызванный духовным пробуждением. Вызванный духовным пробуждением поток света и энергии не всегда может быть ассимилирован. Это происходит тогда, когда стороны личности развиты негармонично, либо есть отставание в развитие каких-либо частей. Стирается грань между абсолютным и относительными уровнями истины, стирается грань между «Я» и высшей самостью. Притекающие духовные энергии подпитывают и раздувают личное эго. Могут возникать расстройства, которые могут интерпретироваться как параноидальный бред. Человек преписывает своей личной самости свойства и качества Трансперсональной, Высшей Самости. В таком состоянии, человека практически невозможно убедить в его заблуждениях. Можно помочь ему, принимая его состояние, понимая его. Можно и нужно учить человека различать неразличимые им уровни.
Кризис, вызванный реакцией на последующее духовное пробуждение. Этот кризис возникает, когда поток энергий, вызванный духовным пробуждением, постепенно закономерно спадает. Личность наполняется и преображается частично, значительная часть ее элементов возвращается к прежнему состоянию. При этом остается идеальная модель, чувство направления, что очень важно для дальнейшего развития. Иногда, энергии пробуждения хватает на преобразование всей личности, и она сразу переходит на высший уровень своего функционирования. Но чаще ее недостаточно. Переживание прекращения притока трансперсональных энергий – болезненное и в некоторых случаях способно порождать серьезные проблемы. В сознании человека возникают сомнения, критика, он склонен считать все пережитое им пробуждение иллюзией. Но одновременно с этим, он не может стать прежним. Человеку в таком состоянии можно помочь, объясняя, с ним происходящее.
Кризис трансформации (преобразования). Он происходит в процессе преобразования всех компонентов личности, в процессе включающем стадии активного устранения препятствий для притока и действия сверхсознательных энергий; развития высших функций, до этого дремлющих или неразвитых; и периоды, в течение которых человек может предоставить работать Высшей Самости, будучи восприимчивым к ее руководству. Трудности связаны с тем, что основной деятельностью становиться трансформация, но человек остается в обычном мире, в обществе. Ему надо находить силы и возможности продолжать свои повседневные функции, выполнять обязанности и привычные роли. Но эта необходимость теперь освещается пониманием пути, видением цели. Человек чувствует, что все лучше справляется с задачами, которые раньше казались ему невыполнимыми. Особую сложность доставляет критика и непонимание окружающих людей, прошедших этап духовного пробуждения. Самую эффективную помощь человеку на этом этапе могу оказать люди понимающие и просвященные.
Человек не продвигающийся по пути духовного развития, не испытывает проблем, вызванных кризисами духовного развития, но как говорит Ассоджиоли: «Быть “нормальным” — это высший идеал неудачников, всех, кто пока еще не смог адаптироваться. Но для людей, чьи способности гораздо выше средних, для тех, кому никогда не составляло труда добиваться успеха и выполнять свою долю работы в мире, — для них ограничения “нормы” означают прокрустово ложе, нестерпимую скуку, адскую бесплодность и безнадежность. Вследствие этого существует столь же много людей, которые становятся невротиками потому, что они всего лишь нормальны, как и тех, кто являются невротиками потому, что не могут стать нормальными».
Психотерапия эмоциональных расстройств или невротических симптомов должна учитывать, связанны ли эти расстройства и симптомы с самореализацией и духовным развитием. Если это так, более эффективна помощь в этом развитии. Тогда со временем такие симптомы и расстройства проходят сами.