Переживание горя

ГореСогласно Зигмунду Фрейду суть переживания горя в отрыве энергии от утраченного объекта. В данном подходе можно услышать такие трактовки переживания: «принять реаль­ность утраты», «ощутить боль», «заново приспособиться к действительности», «вернуть эмоциональную энергию и вложить ее в другие отношения». Данная модель переработки горя напоминает формирование культи на месте ампутированной конечности. В противовес этой модели Федор Ефимович Всилюк рассматривает переживание горя как активный процесс преобразования и развития, в котором утрата интегрируется в личность горюющего, развивая его и дающая ему новые качества.

Известны фазы горя, и из них первая – шок и оцепенение. Характеристики горюющего в этот момент - скованность, оцепенение, затруднение дыхания, утрата аппетита и сексуального влечения. Человек удивлен нереальностью происходящего, в душе его онемение, бесчувственность, оглушенность. Часто, события, происходящие на этой стадии, впоследствии вытесняются из памяти, забываются. Считается, что человек в таком состоянии не впускает произошедшее в свою жизнь. Но человек не просто закрывает себя от событий, он не впускает к себе настоящее время, и сам живет в прошлом, в моменте «до», в то время, когда это еще не случилось. Горюющего человека еще нет в настоящем, он целиком в прошлом. Настоящее давит на такой внутренний мир, любой звонок, любой сигнал из настоящего превращается в помеху, мешающую существованию в там и тогда, а это существование в прошлом, на данный момент насущная потребность. Невозможность существования в прошлом вызывает чувство злости, злости, как специфическую эмоциональную реакцию на преграду.

Следующая фаза – фаза поиска, поиска возможности вернуть утрату, фаза отрицания ее, утраты, постоянства и неотвратимости. В это время горюющий человек, как бы находится сразу в двух мирах, в настоящем, «здесь и теперь» и в прошлом «там и тогда» до момента утраты. Любое событие может вызвать цепочку воспоминаний, до галлюцинаций, сознание расщепляется, чрезвычайно снижается критичность. Человек ищет любую возможность задержаться в прошлом и забыть настоящее.

Но настоящее принимается все больше и наступает фаза острого горя, фаза отчаяния, наибольших страданий и дезорганиза­ции, острой душевной боли.  Возникают ощущения пустоты и бес­смысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночест­ва, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Утраченное идеализируется, подчеркиваются его достоинства, человек идентифицируется с утраченным. Это наиболее трудная и болезненная фаза, и именно в ней происходит очень важная внутренняя работа. Сознание человека бесчисленное число раз увлекается в болезненное «там-и-тогда», высвечивает мельчайшие и многочисленные песчинки памяти, воспоминания. Внутренняя работа заключается в перемещение вспоминаемого в «здесь-и-сейчас», в рассмотрение этого воспоминания с позиции настоящего, в переосмыслении и перепроживании прошлого опыта. Настоящее в «настоящее в прошедшем» горюющий преобразует в «прошедшее в настоящем». Переживание становится «ведущей деятельностью» человека, такой деятельностью, через которую происходит его личностное развитие, в которой формируются все его личностные новообразования. Переживание занимает доминирующее положение. От качества работы переживания, зависит все дальнейшая жизнь.

На следующей фазе, фазе «остаточных толчков и реорганизации» жизнь нормализуется, восстанавливаются психофизиологические процессы в организме. Переживание уступает ведущий статус, проявляется все более и более редкими событиями. За этот период утрата постепенно входит в жизнь, человек как бы учится жить по новому, по-другому.

И наконец, на последней стадии, на стадии завершения происходит интегрирование образа утраченного в смысловом поле человека в его личности. Так если речь идет об умершим близком, то в этот период он может занять у горюющего место символа доброты.

В переживании горя большое значение играют поминание и памятование. Данным процессам нет места в фрейдовской модели, так как они не способствуют отрыву энергии. Поминание и памятование призваны не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить, и благодаря им горе превращается в развивающий процесс.

Добавить комментарий