Иногда, особенно где-нибудь в чьей-нибудь статье, можно встретить такое психологическое ругательство: эмоциональная зависимость. Это слово трактуется очень широко. Но, как правило, оно несет выраженный негативный смысл. Обычные люди читают, думают, делают выводы и вот, уже на прием, приходит клиент и с обреченной решимостью заявляет: «Я зависима от любовных отношений с мужчинами. Я хочу избавиться от этой зависимости».
Давайте представим себе абсолютно независимого человека. Какой его портрет? Представляется человек с высоко поднятой головой, распрямленными плечами, дышащий полной грудью, такой шагающий гордо по жизни. Здорово. Женщина в клиентском кресле, которая мечтает об эмоциональной независимости от мужчин, выглядит совсем по-другому. Напряженная поза, глаза заплаканы, голова немного втянута в плечи. Ее только что бросил очередной любовник, на которого у нее были серьезные планы. А на сердце еще не зарубцевалось старое. Уходя, этот замечательный парень позаботился о себе и своем эмоциональном комфорте при расставании, обвинил ее во всех тяжких, взвалил на нее всю вину за ту боль которую она же переживает и в праведном гневе удалился в поисках новой любовницы. Она два дня плакала, еще три дня виноватила и истязала себя, еще пять дней, всхлипывая, не вылезала из интернета, пытаясь объяснить себе, почему так произошло. Объяснила: все дело в ее эмоциональной зависимости.
Вообще, нам, людям очень важно все объяснять, не объяснимое, особенно что-то очень плохое необъяснимое, оно вдвойне страшно. Мы подгоняем под факты любые объяснения, а затем подгоняем под эти объяснения любые факты, лишь бы объяснить. Но нам нравятся далеко не все объяснения, даже если они простые, логичные. Особенно нам не нравятся такие объяснения, которые подвергают сомнению наше знание о себе, о том, что я хороший, о том, что меня любят, о том, что я замечательная жена (муж) и т.п. Мы готовы перелопатить тонны психологического знания, в котором, если честно, не очень то понимаем, с целью, нет, не разобраться, а найти то объяснение, которое устроит.
И вот клиентский запрос: хочу избавиться от зависимости от мужчин. Женщина, которая могла бы реализовать все свои потребности в семье, в хорошем муже, в радующих ее детях, прожить абсолютно счастливую и удачную жизнь, такую о которой мечтала, которую впитала с молоком матери в своих семейных кодах, начинает строить бетонный забор между собой и мужчинами, фактически закапывая свою мечту. Да у нее плохо получалось, но может быть стоило научиться, чтобы получалось хорошо, а не отказываться от мечты?
А мы психологи завсегда готовы помочь. «Это Вы слишком зависимы, вам надо научиться независимости, тогда мужчины сами будут за Вами бегать». «Вам надо научиться не создавать слияние». «Да, это не любовь, это зависимые отношения, снятие базовой тревоги с помощью другого». Причем клиент может не дойти к нам на прием, чтобы попробовать на себе безоценочность, недерективность, эмпатию. Он остановится прочитав то, что мы пишем, и сделает свои выводы, помогающие удобно все объяснить. Засучив свои психические рукова, он смело примется за работу по воплощению в жизнь своих странных идей.
Есть такая техника в ОРКТ (Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии): «Хорошее название». К «хорошему» названию много требований, но начинается эта техника со следующего: «Представьте, что Вы живете в XVIII веке, когда ни психологии, ни психотерапии толком еще не было» (не будем придираться к Мессмеру и Брэйду, пусть клиент о них не знает, да и терминологию их он бы ни за что не использовал). «Так вот, Вы в XVIII веке, и Вы рассказываете простому человеку о том, что с Вами произошло. Как бы Вы, не зная ничего о психологии и психотерапии, могли назвать одним двумя словами вашу проблему?»
Я, вот, не уверен, что именно нужно клиенту, но мне кажется, что психологу неправильно диагностировать у клиента зависимость и назначать ему курс лечения.