Среди множества моделей кризисов существует модель Федора Ефимовича Василюка, модель жизненных миров и критических ситуаций в этих жизненных мирах. Эта модель призвана ориентировать психотерапевта в критической ситуации клиента, помочь понять его переживания, наметить пути выхода из данной критической ситуации.
Согласно этой модели, человек существует в своем жизненном мире, который растет и развивается с течением жизни. Жизненный мир определяется двумя факторами: внутренней простотой или сложностью и внешней легкостью или трудностью. Внутренняя компонента жизненного мира определяется потребностями человека. Если существует одна единственная актуальная потребность, и эта потребность формирует единственное отношение с предметом удовлетворения потребности во внешнем мире, то это простой жизненный мир. Если потребностей и, соответственно, отношений много, то он сложный. Внешняя компонента жизненного мира определяется сложностью удовлетворения потребностей, трудностью удовлетворения потребности. Если трудностей в удовлетворении потребности нет – это легкий жизненный мир, если они есть – трудный. Возможные комбинации простого, сложного внутри и легкого, трудного во вне миров дают следующие варианты: инфантильный жизненный мир: простой внутри и легкий снаружи, реалистичный жизненный мир – простой внутри и трудный снаружи, ценностный – сложный и легкий, творческий – сложный и трудный. Жизненные миры возникают, растут и развиваются вместе с человеком.
Ребенок рождается в инфантильном жизненном мире. Он осознает в один момент какую-то свою единственную потребность, ее удовлетворение доступно и легко. Руководящий принцип – принцип удовольствия. Но в какой-то момент возникают трудности в ее удовлетворении, и возникает критическая ситуация, которая в настоящей модели называется стресс. Такая ситуация переживается в инфантильном жизненном мире как глобальная психологическая катастрофа. В этом мире существует только «здесь-и-теперь», в нем еще нет способов преодоления. Преодоление стресса, трудностей в достижении жизненной потребности порождает необходимость развития и усложнения жизненного мира.
Возникает реалистичный жизненный мир. Критическая ситуация неудовлетворения постребности в этом мире – фрустрация. Здесь уже появляется время, кроме «здесь-и-теперь» возникает «там-и-тогда». Человек может преодолевать трудность двумя способами: терпеть и надеяться или преодолевать, вырабатывая стратегию преодоления и следуя ей. Энергия переживания критической ситуации этого жизненного мира (фрустрации), идет либо на деятельность во вне, либо во внутрь и порождает психосоматические нарушения. Со временем человек научается действовать из принципа реальности, реализовывать длительные стратегии для достижения удовлетворения своих потребностей. Но со временем потребностей становится много, рождается ценностный жизненный мир.
Сложный внутри, с наружи он легкий, потому что человек уже научился преодолевать внешние трудности, научился справляться с ними. Внутренняя сложность порождает множество отношений с объектами внешнего мира, которые вступают в конфликт между собой. Кризисная ситуация этого жизненного мира – конфликт. Перед человеком ценностного мира встает постоянный мучительный выбор, при этом выбрать, значит отказаться от части самого себя. Разрешение этого конфликта возможно через формирование системы ценностей, ценностного сознания, которое упорядочивает внутренний мир, позволяет разрешить конфликты отношений, противоречия потребностей. Реализуясь в ценностном жизненном мире человек осознает себя как некоторая целостность, как система и начинает выполнять во внешнем мире свой жизненный план, сценарий. Так возникает творческий жизненный мир.
Трудности, встающие на пути реализации жизненного плана на порядок выше чем те, что препятствуют удовлетворению единственной потребности. Внешний мир из простого снова становиться трудным, внутренний по прежнему сложный, но он уже представляет собой целостность личности, как бы замысел человека о себе, о своей жизни. Человек творческого мира культивирует свою волю, как инструмент воплощения себя в мире внешнем. Но часто реализация своего жизненного плана во внешнем мире наталкивается на непреодолимые препятствия. Критическое переживание творческого жизненного мира – кризис, который разрешается переосмыслением себя, своего жизненного замысла, перестройкой своих жизненных планов. Происходит переоценка ценностей, создание новой системы ценностей.
Жизненные миры рождаются один из другого вместе с развитием человека, но они не исчезают, а присутствуют как бы одновременно. Для человека творческого жизненного мира возможны инфантильные, реалистичные и ценностные переживания. В переживаниях «своего» жизненного мира возможен регресс к переживаниям более ранним. Так жизненный кризис может переживаться как ценностный конфликт (без учета реальных трудностей внешнего мира), или как фрустрация реализации потребности во внешнем мире (без учета необходимости внутренних изменений), или как инфантильное катастрофическое переживание стресса из-за нереализуемой потребности. Но правильный, ведущий к развитию и преодолению страдания путь это усложнение своего жизненного мира, оттачивание инструментов преодоления специфических для этого жизненного мира, переход в жизненный мир более высокого уровня.
Задачами психотерапевта, опирающегося на эту модель критических ситуаций, является определение того в каком жизненном мире существует проблема клиента, к какому виду критической ситуации относится критическая ситуация клиента. Если переживания клиента реализуются в регрессии в более ранние жизненные миры, необходимо перенаправить это переживание в более сложные, например, перейти от инфантильного фантазирования к реализации стратегии преодоления. Психотерапевт поддерживает нужное переживание клиента, потому что согласно этой модели именно оно является средством развития жизненного мира и перехода в более поздние жизненные миры.