Фрустрацией называют негативное психическое состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели или решения задач. О том, что человек находится в фрустрации можно говорить, когда наблюдаются два признака: сильное желание человека достичь какую-либо цель (удовлетворить какую-либо потребность) и барьер (препятствие) препятствующее человеку. Когда наблюдаются оба эти признака, говорят о том, что человек находится во фрустрирующей ситуации. Человек в состоянии фрустрации испытывает чувства беспокойства и тревоги, напряжения, безразличия, апатии, утраты интереса, вины, ярости, враждебности, зависти, ревности. Чаще всего человек находится в состоянии обиды, разочарования, досады, гнева или уныния.
Обида возникает под воздействием обмана, неоправданных обвинений или упреков, в ситуациях, когда задето чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают. Обида переживается, как душевная боль, огорчение, часто сопровождается гневом, и ведет к агрессивным действиям. Обида нередко перерастает в разочарование, и оно тем сильнее, чем выше первоначальные ожидания человека.
Досада проявляется в виде раздражения, недовольства в следствии собственной неудачи или значимой неудачи кого-то другого (например любимой спортивной команды). Досаду можно рассматривать как ярко переживаемое сожаление с примесью злости на обстоятельства или людей, при этом часто злость находит выход в виде крепких выражений.
Гнев при фрустрации называют бессильным, ибо нет никакой возможности устранить фрустрирующее препятствие. Гнев проявляется яростью, иногда даже праведной (с осознанием чувства собственной безусловной правоты) яростью, конструктивной яростью, когда она направлена на отстаивание своей правоты и яростью деструктивной, выраженной в агрессии, насилии, жестокости.
Печаль проявляется при фрустрации при утрате чего-либо значимого, утрате перспективы в достижении желаемой цели. Печаль может перерастать в уныние.
Уныние переживается при фрустрации как гнетущая скука или безнадежная печаль. Уныние связано с пониманием ситуации как безнадежной, безвыходной.
Выделяют следующие поведенческие реакции человека на состояние фрустрации: двигательное возбуждение, апатия, агрессия, стереотипная реакция, включение механизмов защиты. Возникающие двигательные реакции при фрустрации, как правило, бесцельны и беспорядочны, а стереотипное поведение сводится к слепому повторению какого-либо зафиксированного поведения. Очень часто возникающий при фрустрации механизм защиты – так называемая регрессия, возврат к более раннему, примитивному, детскому поведению, плач, поведение ребенка, ищущего защиты у взрослого и т.п.
Как правило, человек занимает определенную позицию по отношению к своему состоянию фрустрации, которое выражается в разном поведении. Формы возникающего поведения называют экстропунитивным, интропунитивным и импунитивном. При экстропунитивном поведении человек испытывает раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, стремление добиться цели, во что бы то ни стало. Поведение становится негибким, примитивным, по ранее заученным образцам. Человек обосновывает свои неудачи внешними обстоятельствами, действиями других людей.
При интрапунитивном поведении человек тревожен, подавлен, молчалив. Он обосновывает неудачи своими особенностями, винит себя. Он ограничивает свои интересы, снижает свой уровень притязаний, бросает обычные занятия, считая себя неспособным к ним.
Легче всего переживается фрустрация при импунитивном поведении, когда человек рассматривает фрустрирующую ситуацию как малозначимую и легко преодолимую.
Существуют показательная модель развитие поведения при фрустрации (автор модели Ф.Е. Василюк). Она опирается на понятие мотива и цели. Цель – осознаваемый образ желаемого результата, мотив – предмет потребности (субъективной нужды), направляющий деятельность. Первый параметр модели развития поведения «мотивосообразность», связан с мотивом, конструирующим ситуацию, второй - организованность поведения целью. На первом этапе поведение мотивообразно и подчинено организующей цели. На втором этапе, теряется организация деятельности целью, поведение становится нецеленаправленным, но сохраняется исходный мотив. В сознании остается надежда на разрешение ситуации. На третьем этапе разрушается связь мотива со смыслом деятельности, человек уже не подвержен влиянию мотива. Поведение становится не «ради чего-то», а «в следствии чего-то». Поведение становится поведением дерущегося у кассы за билет, когда поезд уже ушел со станции. На четвертом этапе поведение становится катастрофическим: оно дезорганизовано и никак не связано с ситуацией.
Существуют внешние и внутренние причины фрустрации. К внешним относятся межличностные конфликты, воспитание, порождающее рассогласование между индивидуальными и коллективными целями и способствующее возникновению этих конфликтов. Важной внешней причиной фрустрации является такой труд человека, который не приносит ему удовлетворенности ни содержанием, ни результатами. Важнейшей внутренним фактором фрустрации является устойчивость к ней - «способность терпеть». Внутренними причинами фрустрации являются конфликты внутренние, которые делятся на конфликты равнозначных положительных возможностей (ситуация «буриданова осла»), конфликт равнозначных отрицательных возможностей (избегание наихудшего), проблема выбора, когда у цели есть одновременно отрицательная и положительная сторона. В конфликте избегания наихудшего возникает самая сильная фрустрация. Частой реакцией в такой ситуации является стремление избежать выбора. При конфликте положительных возможностей человек испытывает самую слабую фрустрацию. В ситуации выбора между разнонаправленными тенденциями человек часто уступает желанию, но потом сожалеет о неправильном выборе.
Иногда говорят о положительном воздействии фрустрации, таком как мобилизация всех сил человека, повышение ее мотивации, но даже в этом случае поведение носит импульсивный и иррациональный характер. Часто подверженный фрустрации стремится уйти от конфликтной ситуации при помощи замещающих действий либо вообще отказаться от деятельности. Срабатывают механизмы психологической защиты личности такие как механизм отступления, механизм агрессии, механизм замещения.
Наиболее полезным и правильным выходом из фрустрирующей ситуации является сознательный отказ от фрустрирующих целей, выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.