Марк Сухорученков Психолог, Кризисный семейный-личный

Шкалирование для психологической поддержки. Ориентированный на решение подход.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Описание психотехники шкалирования для оказания психологической поддержки. Техника описывается в ориентированном на решение подходе. Статью можно использовать как в работе психолога, так и обычному человеку для самопомощи, когда нужно найти ресурсы, сделать что-то, для того, чтобы легче было пережить трудную ситуацию.

И снова, техника шкалирования, в практической психологии. Допустим, у человека происходит тяжелая  жизненная ситуация, которую трудно (невозможно) изменить, или он ее не хочет менять. Это на самом деле очень частая история. Такое бывает, когда человек терпит нелюбимую работу, из-за того, что ему сейчас важнее получать на ней деньги, или из-за того, что умер близкий родственник. Причин может быть много. Встает задача: помочь пережить эту ситуацию. Когда психолог работает с таким человеком, такая работа называется «Психологическая поддержка». Целью такой работы является помочь собрать все возможные ресурсы для того, чтобы пережить было легче. Здесь я буду рассказывать на примере именно работы психолога, т.е. будет приведен примерный диалог психолога (П) и клиента (К). Диалоги будут в табличке, где одна графа будет содержать сами фразы, а другая - комментарии действий психолога и реакции клиента. Но такую работу, человек может проводить с собой и самостоятельно, играя роль своего психолога. К моменту использования техники шкалирования определено то негативное состояние, может быть, та негативная эмоция, которая возникает в ответ на неизменяемую ситуацию, и которая порождает тяжелое переживание.

Допустим, ситуация следующая: у клиента тяжелая, конфликтная и изматывающая работа. Он не хочет ее сейчас менять, он расставил приоритеты, и ему важно сохранить эту работу, по крайней мере, еще 3 месяца, после чего, он будет готов что-то делать. Но сейчас ему позарез нужна та зарплата, которую он стабильно на ней получает. Клиент уже к этому моменту определил, что негативное состояние, которое возникает в ответ на эту ситуацию: «Вымотанность». Дальнейший диалог представлен в ориентированном на решении подходе.

П1

Хорошо. Возможно, это покажется Вам необычным, но у меня есть для Вас необычный вопрос…

Ввод техники, очень важно и гораздо больше в терапевтической сессии, но в работе с собой можно пропустить

П2

Представьте, пожалуйста, шкалу, на которой слева значение «-10», и это соответствует самой предельной, невыносимой «вымотанности», которую только можно представить. Справа этой шкалы «0», абсолютное отсутствие «вымотанности».

Для работы с негативными состояниями используется отрицательная шкала от минус-значения самого сильного негативного состояния, до нуля – его полного отсутствия.

П3

Где на этой шкале Вы сейчас?

Важная и первая точка на шкале то, как сейчас.

К1

На «-7»

Клиент может сказать, что на «-10», но нельзя принять такой ответ, потому что клиент как-то дошел до психолога, находит силы на то, чтобы говорить, дышать… «-10», когда нет сил и на это.

П4.

«-7» – это много, очень большая «вымотанность». Но это не «-10». Как Вы понимаете, что это не «-10», в чем для Вас отличия?

 

К2

Я понимаю, что это «-7»….. потому, что меня еще хватает на то, чтобы ходить в спортзал хотя бы раз в неделю.

 

П5

А что еще за то, что «-7»?

Здесь цель собрать как можно больше фактов за «-7». Важно их фиксировать, особенно, если проводить эту технику самостоятельно.

К3

Еще, мне удается все-таки выполнять свою работу… ну в большей степени.

 

П6

Хорошо. Представьте, что ситуация немного улучшилась и Вы перемесились по этой шкале всего на 1 шаг, и теперь Вашу вымотанность можно оценить на «-6». Как Вы заметите, что это стало «-6»?

Вторая важная точка то, как будет на шаг лучше. Для негативных состояний, точку на шаг хуже, лучше не исследовать.

К4

…Сотрудники на работе начнут меня звать на обед.

 

П7

А что Вы тогда почувствуете на «-6»?

Здесь тоже, как можно больше фактов в разных модальностях: 1)действие (что Вы сделаете); 2)чувство (что почувствуете); 3)смысл (что это для вас будет значить, когда «-6»), и то же в системном контексте (с точки зрения других): 1)действие (что сотрудники заметят, что Вы сделаете); 2)чувство (что они почувствуют в отношении Вас, когда Вы будете на «-6»); 3)смысл (что для них будет значить, когда Вы будете на «-6»)

К5

Я почувствую, больше спокойствия на работе.

 

П8

Отлично, теперь, представьте, на этой шкале то минимально необходимое значение справа от того, где Вы сейчас, такое, чтобы Вы могли справиться в течение этих 3 месяцев. Сколько это должно быть баллов?

Ввод третьей важной точки на шкале, точки минимально-достаточного желаемого результата.

К6

… Думаю, что «-3»

 

 

Далее психолог так же, как и в пунктах П6-К5 детально собирает как можно больше фактов о том, что свидетельствует для клиента, что он на «-3».  Факты собираются обязательно в трех модальностях 1)действие; 2)чувство; 3)смысл, и то же в системном контексте (с точки зрения других). Очень хорошая практика - рисовать шкалу на бумаге, отмечая на ней точки подписывая их с одной стороны шкалы и выписывая факты об этой точке с другой стороны. Рисунок должен оставаться перед глазами все последующую часть работы.

После этого можно переходить к тому, что именно должен сделать клиент, чтобы произошел сдвиг всего лишь на один шаг вправо. Иногда, это очевидно, иногда – нет. И тогда полезно строить еще одну шкалу.

П9

Представьте, пожалуйста, еще одну шкалу. Это будет шкала Вашего вклада в то, чтобы ситуация была лучше. Справа будет «10», и это будет максимально возможный Ваш вклад, все что бы Вы могли делать, чтобы ситуация улучшилась, Вы на «10» делаете. Больше сделать просто невозможно. Слева шкалы -«0»-и там все наоборот.

«позитивные» шкалы делаются от «0» или от «1» до «10». Есть тонкости от «0» или от «1», я предпочитаю от «0». Значение «0» не детализируется, описывается очень общими словами.

П10

Где Вы на этой шкале сейчас?

 

К7

«5»

Важно, что это не «0» и не «10». Клиент обязательно все-таки хоть что-то делает, чтобы улучшить ситуацию, и он не вкладывается в это полностью, ибо он делает в своей жизни что-то еще, хотя бы ест, спит. Значение «10» не может быть достигнуто в принципе.

Далее описывается, так же как и со шкалой негативного состояния, актуальная на сейчас точка, определяющая вклад клиента в улучшение ситуации. Как клиент понимает, что он сейчас именно на «5»

П11

Представьте, пожалуйста, что Вы стали делать меньше ровно на 1 балл по этой шкале. Как Вы поймете, может, быть Ваши сотрудники на работе поймут, что Вы стали делать на 1 балл меньше?

Следующая точка для позитивных шкал – на балл меньше, чем есть. Она исследуется не так подробно. Цель исследования - лучше понять, что именно делается клиентом, чтобы быть на «5».

После этого исследуется точка на шаг больше по шкале. И В заключение работы с этой шкалой исследуется минимально достаточная точка на шкале вклада клиента в улучшение ситуации, необходимая для того, чтобы на предыдущей шкале своего состояния он сдвинулся на один шаг вправо.

П12

Представьте, пожалуйста, что Вы стали несколько больше делать для улучшения ситуации, и этого достаточно, чтобы «вымотанность» уменьшилась на 1 балл. Было «-7», стало «-6». Вы говорили, что «-6» Вы почувствуете как….

Обязательно вспоминаем все то, чем «-6» «вымотанности» отличалось от «-7»

П13

Какое значение на шкале вашего вклада в улучшение должно соответствовать этому уменьшению «вымотанности» с «-7» до «-6»?

 

К8

«8»

 

П13

Как Вы поймете, что Вы теперь делаете на «8»? Что Вы такого начнете делать, что еще не делали?

 

И снова, как можно больше фактов в разной модальности, с точки зрения себя и с точки зрения других (как они заметят). Все это снова полезно зарисовывать и держать перед глазами. В результате должна появиться шкала вклада в улучшение, на ней четыре точки: актуальное состояние, на 1 балл меньше, на 1 балл больше, минимально-достаточное усилие, чтобы «вымотанность» уменьшилась на 1 балл.

Здесь есть, казалось бы несоответствие: Клиент хочет уменьшить «вымотанность» с «-7» до «-3», а мы рассматриваем вклад достаточный для уменьшения всего лишь на один балл. Но именно так и делаетеся, потому что задача улучшить свою жизнь – творческая. Она не имеет заведомо известного решения, и невозможно распланировать каждый шаг заранее. В движение надо вводить коррективы, и это делается по достижению каждого шага. Т.е. только когда клиент в реальности достигнет «-6», то надо рассматривать детально следующий шаг, опираясь на то, что ему удалось сделать.

Иногда, при рассмотрении действий, создается ощущение, или так прямо и говориться, что не очень хочется увеличивать вклад в изменение ситуации. Тогда строится еще одна, мотивационная шкала. Она называется так: «Насколько я хочу действовать на улучшение ситуации». Справа этой шкалы «10» - это то, что нет никаких других желаний (прямо вот даже есть не можется), кроме нестерпимого желания срочно улучшить ситуацию, а слева «0» - наоборот (не вдаваясь в подробности). И здесь, как и в предыдущем случае рисуются точки актуального состояния, точки на шаг меньше и больше, точка желания достаточная для того, чтобы начать вкладывать больше.

Снова эта шкала рисуется и оставляется перед глазами вместе с двумя предыдущими шкалами.

Возможно введение еще нескольких шкал, например шкалы помощи, или шкалы полезных, вредных случайностей. Важно во время остановиться.

В конце полезно собрать все вместе, выписав 1) Что клиент хочет достигнуть по шкале своего состояния; 2) какие действия он должен предпринять, чтобы совершить в этом достижении первый шаг; 3) что ему может помочь захотеть совершить этот первый шаг; 4) и это очень важно! Что именно клиент уже делает, чтобы ситуация не была еще хуже, что ему следует продолжать делать, а может еще даже делать больше.

С очень тяжелыми эмоциональными состояниями так просто может не получиться. Здесь очень важно будет многое другое, что делает психолог в контакте с клиентом на сессии. Но эта техника работает и с самыми тяжелыми переживаниями тоже. 

Писать статьи дело трудоемкое, и я прошу, если Вам хоть что-то было здесь полезным, пожалуйста, нажмите "сказать спасибо" внизу. Это смотивирует меня на продолжение.

Теги: ОРКТ, SFBT
Комментарии
Евгения Куликова
Спасибо за публикацию! Эффективная техника, давно с ней знакома, но что-то подзабыла, и спасибо, что напомнили.
№1 | 26 сентября 2018
Новинкина Ирина Викторовна
Спасибо большое! Взяла себе в закладки! Очень хочу проработать!
№2 | 26 сентября 2018
Виктор Васильевич Морозов
Марк, благодарю Вас за статью!
№3 | 26 сентября 2018
Марк Сухорученков
Евгения Куликова, Спасибо. И правда, к старым техникам периодически возвращаешься.
№4 | 26 сентября 2018
Марк Сухорученков
Виктор Васильевич Морозов, Спасибо, Виктор Васильевич
№5 | 26 сентября 2018
Марк Сухорученков
Новинкина Ирина Викторовна, Спасибо. Пожалуйста, поделитесь, когда попробуете
№6 | 26 сентября 2018
Захарова Людмила Михайловна
Благодарю! Очень ценно!
№7 | 26 сентября 2018
Новинкина Ирина Викторовна
Марк Сухорученков, Обязательно!
№8 | 26 сентября 2018
Марк Сухорученков
Захарова Людмила, Спасибо, Людмила.
№9 | 26 сентября 2018
Нина Емельянова
Спасибо! Вы из числа немногих авторов, которые не только обозначают проблему, но и предлагают ее решение.
№10 | 26 сентября 2018
[ Читать все комментарии (34) ]    [ добавить комментарий ]