Марк Сухорученков Психолог, Кризисный семейный-личный

Сдвиг фокуса при поиске решения

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Человек часто ищет решение своей проблемы и не находит. В статье говорится о том, как именно может работать помощь психолога человеку находить решения и дается ключик к тому, чтобы попробовать делать так самостоятельно.



Человеку, вообще-то говоря свойственно самому решать свои проблемы. И, как правило, прежде чем человек обратится за помощью в решении своих проблем, он перепробует много решений. Надо чтобы он оказался в настоящем тупике, прежде чем он пойдет за помощью к психологу.  Как так получается, что психолог помогает найти решение? Психолог помогает человеку, очень хорошо разбирающемуся в своей проблеме, который перепробовал много способов ее решить, поискать решение там, где он не искал. Это и называется сдвиг фокуса.

Сдвиг фокуса – важнейший инструмент в работе психолога. Бывает стратегический сдвиг фокуса, то, что называют переопределением или даже рефремингом, но бывает сдвиг фокуса в каждом вопросе, по чуть-чуть, и все это вместе играет большую роль в эффективности работы психолога, особенно в краткосрочной психотерапии. Психотерапию можно назвать искусством правильного вопроса. Правильный вопрос, в том числе, обязан содержать сдвиг фокуса. Без сдвига фокуса невозможна терапия в подходе направленном на решение. Именно в этом подходе я буду давать примеры.


Вопросы могут задаваться в системе из трех координат: Действие, Чувство (ощущение), Смысл. Если есть затруднение в продвижении по одной оси, задается вопрос, по другой, туда, как правило, можно смещаться, препятствия нет.  Когда происходит очередной тупик, снова меняется направление движения.

Например, человек хочет обрести смелость выступать публично перед аудиторией. У него уже есть определенная смелость (пусть и недостаточная). При помощи других техник к этому моменту эта существующая смелость определена, и сейчас идет поиск ресурсов в ней, что уже работает, что уже есть проявления нужной смелости, которые можно использовать и усиливать. Далее примерный диалог терапевта с клиентом с постоянным сдвигом фокуса. Т-терапевт, К-клиент

Т1

Что Вы уже делаете, что бы быть хоть сколько-нибудь смелым, когда Вам надо выступать?

Фокус на действии

К1

Я не знаю. Мне кажется, я ничего не делаю

Клиент испытывает явную трудность в действиях

Т2

Но как Вы чувствуете, что у Вас есть хоть какая-то смелость выступать?

Сдвиг фокуса в чувство

К2

Я чувствую, что хоть что-то могу говорить, зачитывать по бумажке

 

Т3

И когда Вы чувствуете готовность хоть что-то говорить, что Вы делаете?

Возврат фокуса на действие

К3

Я выхожу перед аудиторией, достаю свои записи, начинаю читать свою речь

После захода в чувства, клиент более уверено продвигается в действиях

Т4

Т.е. несмотря на страх, Вы выходите перед аудиторией, достаете записи, начинаете их читать, что это для Вас значит?

Так как клиент все-таки не очень уверен, сдвиг фокуса в смыслы

К4

…ммм. Ну, это значит, что я все-таки могу собраться, как-то подвинуть свой страх. Я не безнадежен?

Эмоциональный отклик. Скорее всего, сейчас клиент будет увереннее в действиях

Т5

Конечно, не безнадежен! И что именно Вы делаете, чтобы двигать Ваш страх перед аудиторией?

Сдвиг в действие

К5

Я отвлекаюсь от того, что передо мной сидят все эти люди, я фокусируюсь на тексте, который надо прочитать.

 

Т6

Что еще Вы делаете, чтобы подвинуть страх?

Продолжение работы в действии, изначальное препятствие в работе с действием обойдено через чувства и смыслы.

 

Если человек, используя сдвиг фокуса, пытается найти решение самостоятельно, бывает полезно выписывать самому себе вопросы в разных измерениях и письменно себе на них отвечать. О Каком-либо анализируемом явлении можно составить таблицу вопросов и ответов:

Что я делаю, когда это происходит?

 

Когда я это делаю, что я чувствую?

 

Когда я это чувствую, что я делаю тогда?

 

Когда я делаю это, что для меня это означает?

 

И каково мне это?

 

Когда сам себе терапевт или коуч, обязательно надо использовать записи, таблички.

Вообще бывает сложно задавать вопросы в каком-либо одном или, даже, двух измерениях. Особенно это проявляется, когда человек работает над решением сам. Это говорит о внутренней слабости именно в данном измерении того, кто спрашивает. При работе с самим собой именно там надо искать решение. Если трудно спрашивать себя о чувствах, именно в чувствах, скорее всего, лежит ключик к решению, если трудно со смыслами, то обязательно надо направиться в смыслы.

Но возможно так же и смещение в иную систему координат. В предыдущем примере в центре этой системы сам человек, его знание о себе. Возможно, и это делается в системном подходе, перемещение в систему координат, которая описывает семью или коллектив, в которые человек включен.



В приведенном примере про смелость выступать публично, системная часть беседы будет выглядеть так:

Т1

Кто первый в аудитории, может заметить, что Вы как-то двигаете Ваш страх?

Сдвиг в системный фокус

К1

Наверное, это смогут увидеть люди на первом ряду, они ближе.

 

Т2

Человек на первом ряду, который заметил, что именно, какие именно действия, свидетельствующие, что Вы меньше боитесь, он заметил?

Действие

К2

Он заметил, что я стал меньше смотреть в зал, у меня перестали хаотично двигаться руки, я достал текст

Клиент говорил, но это уже было в индивидуальной части

Т3

Что ему может сказать о Вас то, что он заметил?

Сдвиг в смыслы

К3

Наверное, что этот человек, наконец,  взял себя в руки и начал говорить, а не трястись как заяц

 

Т4

Перестал трястись как заяц… ммм. А что может тот человек, кто заметил, почувствовать в тот момент, когда увидел, что Вы справляетесь?

Сдвиг в чувства

К4

Он может почувствовать какую-то симпатию ко мне, что-ли…. Ведь все люди бояться, наверное, говорить перед толпой

 

Т5

Ммм! Почувствует симпатию… И что для Вас означает, что люди в зале чувствуют к Вам симпатию?

Сдвиг в индивидуальные координаты, измерение смыслы?

К5

Ну, что они мне симпатизируют, хотят поддержать

Это прорыв.

Т6

И что для Вас значит, что люди в зале, на самом деле хотят Вас поддержать и на самом деле Вам симпатизируют?

Продвижение в измерении, в котором прорыв

Когда человек, решающий проблему, занимается самотерапией или самокоучингом, полезно составлять социальную матрицу взглядов.

Например: «Как люди относятся к тому, что я публично выступаю»

 

Моя жена

Начальник

Человек на первом ряду в зале

Доброжелательный человек в зале

Критичный человек в зале

Что делает, когда я Выступаю?

 

 

 

 

 

Что чувствует в отношении этого?

 

 

 

 

 

Что делает, когда это почувствует?

 

 

 

 

 

Что для него означает, что я выступаю?

 

 

 

 

 

Что он делает, исходя именно из этого значения?

 

 

 

 

 

 

Когда работаешь сам с собой, записи особенно важны и нужны.

Я привел примеры, в которых сдвиг фокуса происходит в трех координатах (действие, чувство, смысл). Но можно делать и гораздо более сложно, а значит тонко. Незабвенный Федор Ефимович Василюк разработал теорию чувственного образа, согласно которой, все можно описывать с четырех полюсов этого самого образа. Каждый полюс имеет еще и чувственную грань. Т.е. получается система из восьми измерений!

 

Название

Обозначение

П

Полюс предмета

Отражает предметный мир, характеризующий предметную ситуацию. Понятия, используемые при описании образа, только называется,  натуральное свойство самой ситуации. Предметы, их взаимодействие и свойства доминируют над образом

п

Чувственная ткань предмета

Сознание, направленное на предмет, фокусируется на впечатлении от предмета. Описание образа затрагивает субъективное впечатление от него. Чувственная ткань - доминанта образа, пусть, и представленного предметным содержанием.

Л

Полюс личностного смысла

Образ описывается в контексте личной жизни. Описание отвечает на вопрос: «Что для Вас лично это означает?». В описании следует какой-либо биографический материал. Образ буквален, фотографичен, создаваем репродуктивно, нет анализа, попыток сравнить свой опыт с опытом других людей. В основе описания -  память и аффект. Образ эгоцентричен

Э

Чувственная ткань (эмоция) личностного смысла 

Беспредметно страстен, аффективен. Представлен эмоциональным состоянием, спровоцированным размышлением над образом. Отражает внутреннее чувство, ищущее выход через внешние события, предметы. Выражается языком эмоций, связанными с личностным смыслом

З

Полюс значения

Выражает общекультурное значение, на общеупотребимом понятии слов, описывающих образ. Используются общенаучные понятия, определения и формулировки, аллегория, притчи, басни, метафоры

з

Чувственная ткань значения

фокусируется на чувственных впечатлениях общеупотребимого значения (интуитивно-пластические понятия). Не детализированы, не несут в себе следов анализа, при этом несут в себе вчувствование в саму обобщенную идею, понятие образа, дают пластическое описание собственных переживаний.

С

Полюс слова (знак)

Связывается со звучанием или написанием слов, к значениям отдельных аспектов. Сознание идет к тому или иному аспекту стоящего за словом содержания, начинает играть со звуковой оболочкой слова, с его частями, собирает из частей новые слова, ищет созвучия.

с

Чувственная ткань слова

чувственное переживание, вызванное звучанием слова или его частей. Сознание останавливается на звучании слова, не проникая в его содержание и при этом, наполняется чувственным впечатлением это самого этого слова, или какой-либо его части

Здесь можно очень сильно развернуться, сдвигая фокус. У решения просто не останется никаких шансов где-то застрять.

Итак, Вы прочитали статью о смещении фокуса в процессе поиска решения. Если статья была Вам хоть чем-то полезна, нажмите, пожалуйста, «Сказать спасибо». Этим Вы сделаете полезно и приятно мне.

Теги: поиск решения, ОРКТ, SFBT, ориентированный на решение подход
Комментарии
Билим Вита Александровна
Огромное спасибо за статью! Очень понятно и структурировано!!!
№1 | 2 октября 2018
Наталия Андрушко
Марк Сухорученков писал(а):
Психолог помогает человеку, очень хорошо разбирающемуся в своей проблеме, который перепробовал много способов ее решить, поискать решение там, где он не искал.
Таки да! Интересно, графики - это Ваш личный способ иллюстрации подхода или это свойственно методу?
№2 | 2 октября 2018
Марк Сухорученков
Наталия Андрушко, Мои личные. Люблю рисовать :-)
№3 | 2 октября 2018
Марк Сухорученков
Билим Вита, Спасибо и Вам.
№4 | 2 октября 2018
Наталия Андрушко
Марк Сухорученков, здОрово!
№5 | 2 октября 2018
Носков Никита Николаевич
Ну что ни статья, то клад :-) спасибо вам, Марк.
№6 | 2 октября 2018
Марк Сухорученков
Носков Никита, спасибо :)
№7 | 2 октября 2018
Губина Лариса Васильевна
Спасибо за статью! Очень практичная! Возьму в заметки.
№8 | 2 октября 2018
Марк Сухорученков
Губина Лариса, спасибо и Вам
№9 | 2 октября 2018
Реуцкая Инга Геннадьевна
Статья замечательная, прямо-таки соединение математики и психологии)Спасибо!
№10 | 2 октября 2018
[ Читать все комментарии (41) ]    [ добавить комментарий ]