Марк Сухорученков Психолог, Кризисный семейный-личный

Поддержка продвижения к цели. Беседа о маленьких успехах.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Когда движешься к цели очень важно не бросить, а продолжать двигаться. Еще лучше не просто продолжать, а наращивать темп продвижения. На это направленны повторные сессии в ориентированном на решении терапевтическом подходе. Статья будет так же полезна тем, кто не работает с терапевтом или коучем, но системно продвигается к цели самостоятельно.

Я поместил в начале этой статьи марафонца Алексея Юдина для того чтобы подчеркнуть, что продвигаться к цели день за днем бывает так же трудно, как бежать марафон. И этот процесс приближения к цели, обязательно надо поддерживать. Кроме этого делая шаги к цели, можно и нужно обучаться делать их еще лучше, на примере этих самых шагов.

Принципы краткосрочной терапии, направленной на решение, говорят: не чини то, что не сломано, прекращай делать то, что не работает, продолжай делать то, что работает. Последнее очень важно. Именно поэтому повторная и каждая следующая сессия в ориентированном на решение подходе начинается с вопроса: «Что хорошего произошло у Вас на прошедшей неделе?» Этот вопрос можно конкретизировать. Допустим, на первой сессии определились с тем, что работать будем над увеличением смелости перед публичным выступлением. Тогда следующий отрывок сессии может выглядеть так (реплики клиента и терапевта предваряются буквами К и Т):

Т1

Итак, что хорошего в отношении увеличения Вашей смелости произошло с нашей последней встречи?

 

К1

Ну, особенно ничего хорошего не произошло…

 

Т2

Не может быть! Вспомните, пожалуйста, возможно это было что-то, что может показаться малозначительным

За неделю произошло огромное количество событий, среди них наверняка случилось что-то хорошее, что хотя бы косвенно относится к теме работы.

К2

…Ну, возможно, это то, что я смог за столом встать и произнести тост на дне рождения, не испытывая страха

 

Т3

Отлично! Вы смогли не испытывать страх выступая за столом?

Подтверждение факта со стороны терапевта

К3

Думаю, да… у меня это получилось

 

Т4

А что именно произошло?

Прояснение деталей

К4

Я был приглашен к другу на день рождения. Мы праздновали в кафе. Это был большой юбилей, другу исполнилось 45 лет. Там было много людей и все говорили тосты. В какой-то момент я почувствовал, что хочу сказать, и сказал.

 

Клиент привел позитивный факт, относящийся к теме работы. Отлично! Теперь важно найти и повысить значимость этого факта в контексте работы со смелостью.

Т5

Хорошо, а что для Вас означает, то что Вы смогли это сказать?

 

К5

Ну, мне, вообще-то и раньше удавалось говорить тосты

Клиент не присваивает успех за сделанное

Т6

И раньше получалось… А как Вы думаете, Вашему другу, другим участникам застолья показалось, что Вы испытываете затруднения в произнесении публичной речи

Смена фокуса в систему (подробнее здесь)

К6

Нет, я думаю, они этого не заметили

 

Т7

Что Ваш друг может думать о Вас, видя, как Вы можете говорить спокойно за столом, на его дне рождения?

 

К7

Я думаю, что он не знает о моем затруднении

 

Т8

А что для Вас значит то, что иногда даже близкие люди не считают Вас неуверенным рассказчиком, испытывающим страх перед аудиторией?

Возвращение фокуса в личностный смысл

К8

Ну, я об этом не думал… Наверное это означает, что не все потеряно, да?

 

Теперь очень важно понять, что именно клиент сделал для того, чтобы этот позитивный факт состоялся.

Т9

А что мешало тому, чтобы Вы не испытывали страха перед гостями собравшимися за столом?

 

К9

Там было много гостей, были незнакомые люди

 

Т10

Подумайте, пожалуйста. Что именно Вы делали, чтобы эти незнакомые люди Вас не страшили во время тоста?

 

К10

… ммм. Я когда говорил, старался не замечать незнакомых, а смотрел на знакомую мне пару напротив.

 

Т11

Ага. Не смотрели на незнакомых людей, нашли знакомых и смотрели только на них?

 

К11

Да.

 

Т12

А еще что мешало?

 

Очень важно собрать как можно больше мешающих факторов, и приемов при помощи которых клиент их обошел.

Т13

А что помогало Вам выступать?

 

К12

Ну это было застолье, все немного Выпили, была дружеская атмосфера.

 

Т14

А что значит для Вас, что Выпили?

 

К13

Ну, я чувствовал себя более расслаблено

Это открывает путь к обучению методам релаксации перед – во время выступления

Т15

Хорошо, а давайте подумаем, что Вы можете сделать, чтобы расслабиться во время выступления, не прибегая к алкоголю

 

Еще вклад клиента:

Т16

А что еще помогало Вам выступать?

 

К14

То, что все внимательно меня слушали

 

Т17

А что Вы такого сделали, чтобы Вас внимательно слушали?

 

К15

Прежде, чем начать говорить, я привлек внимание всех.

 

Т18

А Как именно Вы привлекли внимание всех?

 

Выясняя, что именно клиент сделал, Важно выяснить это как можно более подробно. Часто люди не замечают, как именно они достигают успеха. Но проговорив, клиент сможет использовать это еще и еще раз.

Бывает, что позитивному факту способствовала случайность, и вклада клиента в это нет, или он незначительный. Описание этого тоже полезно, для продвижения к цели, поскольку показывает, какие условия надо искать клиенту для повторного достижения успеха.

В результате такой беседы появляется список маленьких успехов, позитивных фактов, подтверждающих движение к цели, и подробное описание того, что человек сделал, чтобы помочь этим фактам состояться.

Если движущийся к цели человек работает самостоятельно, не беседуя с профессиональным помощником, очень полезно вести записи. Каждый вечер или рано утром хорошо сесть за стол и выписать все полезные факты на бумагу. Можно использовать таблицу:

Позитивный факт и его значение

В каких условиях все происходило

Что мешало

Что я сделал для того чтобы уменьшить мешающий фактор

Что помогало

Что я сделал, чтобы полезный фактор усилить

 

 

 

 

 

 

 Иногда, особенно, если клиент во время сессии называет очень мало позитивных фактов, бывает полезно задать такой вопрос:

«В следующий раз мы опять начнем сессию с анализа всего того, что произошло хорошего, что приблизило Вас к Вашей цели. Подумайте сейчас: о чем бы таком Вам бы хотелось мне рассказать тогда?»

И здесь тоже Важно собрать как можно больше таких желаемых фактов.

Если эта статья была Вам полезна, поставьте пожалуйста «сказать спасибо» внизу этой страницы.

Теги: поиск решения, ОРКТ, SFBT, ориентированный на решение подход
Комментарии
Агафонова Екатерина Анатольевна
Марк, очень интересная статья, а главное - наполненная конкретными примерами и разъяснениями к ним!
№1 | 10 октября 2018
Рыбников Сергей Васильевич
Очень интересная статья.
№2 | 10 октября 2018
Марк Сухорученков
Агафонова Екатерина, Спасибо Екатерина. Мне нравится конкретность
№3 | 10 октября 2018
Марк Сухорученков
Рыбников Сергей, Спасибо, Сергей
№4 | 10 октября 2018
Евгения Куликова
Спасибо за полезную информацию!
№5 | 10 октября 2018
Марк Сухорученков
Евгения Куликова, Спасибо, Евгения
№6 | 10 октября 2018
Журавлева Галина Вячеславовна
Прочла с интересом. Марк, благодарю за полезную статью!
№7 | 10 октября 2018
Сулаберидзе Евгения Михайловна
Марк, благодарю Вас за столь ценную и практически применимую публикацию!)
№8 | 10 октября 2018
Калараш Марина Ильинична
Очень ценная статья, спасибо большое, Марк!
№9 | 10 октября 2018
Пинскер Борис Эмануилович
Очень полезно и действенно, спасибо!
№10 | 10 октября 2018
[ Читать все комментарии (30) ]    [ добавить комментарий ]